Уникальные моменты повседневной жизни Интервью с фотографом Юрием Нездойминога, коллекционером раритетных пленочных дальномерных фотокамер Leica.

Российский фотограф Юрий Нездойминога предпочитает пленочную черно-белую фотографию, увлечен съемкой винтажными камерами Leica и самостоятельно производит весь цикл получения изображений на фотобумаге, включая проявку пленки. В коллекции Юрия — камеры Leica IIA, Leica IIIF RD ST, Leica M3, Leica M2 и Leica M4. Представляем вашему вниманию перевод интервью с Юрием Нездойминога, опубликованного в немецком блоге The Leica Camera Blog.

С чего началось ваше увлечение фотографией?

Прежде чем попасть в мир фотографии, я провел более 20-ти лет, занимаясь бальными танцами. У меня была замечательная карьера профессионального танцора, но в 2006 году я получил тяжелую травму, и больше не мог продолжать танцевать. Я был подавлен и разбит. И чтобы не сойти с ума окончательно, я решил поступать во ВГИК на оператора-постановщика. Однако для этого необходимо было иметь базовые навыки в фотографии, и я решил сначала освоить именно это поле деятельности. Как раз в том году открылась первая государственная школа фотографии имени Александра Родченко. В этой школе также преподавали все профессора института кинематографии. Те навыки, которые я получил за два года обучения в фотошколе, тот мир, что я для себя открыл, заставили меня принять решение отказаться от идеи работать в кино и остаться верным фотографии как единственной для меня форме самовыражения. И это остается таковым по сей день.


Когда вы начали коллекционировать винтажные камеры?

Честно говоря, в самом начале моего пути в мире фотографии я делал скучные снимки с красивыми девушками и милыми пейзажами на цифровые камеры. Но однажды я увидел обзор о камере Leica M9, и задумался, что же это за камера, да за такие большие деньги, что же в ней может быть особенного. На тот момент у меня был огромный набор топовой техники одной из известных японских компаний. Я отправился в официальный магазин Leica в Москве и сделал несколько тестовых кадров на Leica M9 с объективом Leica Summilux-M 50 mm f/1.4 ASPH. Это был шок. Меня впечатлили цветопередача и рисунок объектива. В тот же день я выставил на продажу всю свою зеркальную технику, и уже на следующий день я был счастливым обладателем Leica M9 и объектива Summilux-M. Мое внутреннее чувство собственной важности зашкаливало, и в тот момент я чувствовал себя «настоящим фотографом». В тот период мои прекрасные модели и милые пейзажи были особенно великолепны! Я ощущал себя крутым «дальномерным» парнем. На этой волне внутреннего ликования я постучался в уютный закрытый клуб любителей дальномерных камер. Я был уверен, что стану откровением для всей этой черно-белой братии, ничего не знающей о настоящей красоте и эстетике. Я надеялся удивить этих «темных аборигенов» своими гениальными, как я полагал, картинками. Как же я был удивлен, когда вместо похвалы, на меня обрушились саркастичные, обидные и насмешливые комментарии членов клуба. Конечно, в тот момент я был уверен, что они просто ничего не понимают в настоящем искусстве, но сомнения все-таки закрались.

Я закрылся в комнате и начал изучать книги великих классиков, таких как Анри Картье-Брессон, Робер Дуано, Андре Картеж, Рене Мальтет и других. Параллельно с этим я вернулся к материалам, которые я получил в фотошколе. Также я начал изучать такие работы, как «Теория золотого сечения», «Цвет в живописи» и «Трактат о живописи». Я увлекся литературой, в частности эпох декаданса (Оскар Вайлд) и модернизма (Эрнест Хемингуэй, Франца Кафка), поэзией (Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Иосиф Бродский и другие). За те полгода, которые я провел, открывая совершенно новый для меня мир искусства, я едва ли сделал и пару кадров. И когда я почувствовал, что готов снова держать камеру в руках, я понял, что абсолютно точно хочу сначала иметь кадр в голове, а не снимать то, что вижу — как это было раньше. Это был первый шаг от цифрового мира к миру аналоговой фотографии. После этого я поменял Leica M9 и Summilux-М 50 мм на Leica M7 и Summilux-М 35 мм. У меня не было никаких проблем с проявкой пленки, поскольку я получил хорошую базу в фотошколе. В тот момент началась новая, аналоговая жизнь. Вот и вся история о том, как я начал в коллекционировать винтажные камеры.


Когда вы впервые приобрели камеру Leica и что в камерах Leica вам нравится больше всего?

Как я уже говорил, впервые я приобрел камеру Leica после фотошколы в 2009 году. Я люблю камеры Leica за то, что это дальномерные, компактные и тихие аппараты. Когда смотришь в видоискатель, получаешь полный контроль над изображением, которое хочешь создать.

Для многих ваших фотографий трудно определить год съемки из-за их вневременного стиля и отсутствия современных атрибутов в кадре. Это случайное стечение обстоятельств или ваше сознательное решение?

Это правда, по моим фотографиям сложно определить, когда они были сняты, и это неслучайно. Однако, у меня нет желания делать кадры в стиле ретро, дело вовсе не в этом. Я просто хочу показать уникальные моменты повседневной жизни, которые люди едва ли замечают в наши дни. И причина, по которой они их не видят — это современные технологии, такие как смартфоны, наушники и подобные гаджеты, крадущие человеческое внимание. Вот почему я сознательно исключаю современные технологии из своих картинок.

Ваши жанровые фотографии имеют живой эмоциональный оттенок. Как вам удается улавливать такие моменты?

Дело в том, что никакого секрета нет. Вы просто проводите долгое время, наблюдая за людьми в их обычной жизни, и каждый раз, замечая некий сюжет, вы представляете, что может произойти в следующую секунду, что вы хотели бы увидеть в видоискателе. И иногда реальность идет вам навстречу и дает тому, что уже есть в Вашей голове, произойти. Точки сходятся, момент случается — а вы уже здесь.

 
Вы специально ищете такие моменты или ваше внимание обращается к ним само собой?

Чем больше времени вы проводите на улице среди людей, тем более невидимыми вы становитесь для них, они просто перестают замечать вас и показывают свои настоящие лица. Так, две линии пересекаются, и момент сходится с вашим видением. В этом смысле самое важное — кто вы есть на самом деле. Надо понимать, что в других людях вы способны увидеть только то, что есть внутри вас самих.

Какие камеры и объективы вы использовали при съемке этих фотографий? Какие преимущества вы видите в своей коллекции?

Основными камерами, которые я использую в зависимости от ситуации и настроения, являются Leica IIA, Leica IIIF RD ST, Leica M3, Leica M2, Leica M4. А объективы, которые я предпочитаю: Leica Summilux-M 35 mm f/1.4 ASPH., Summilux-M 50 mm f/1.4 Pre-ASPH., Summaron 35 mm f/2.8, Summicron-R 50 mm f/2 v.1 и Summitar 50 mm f/2. Эти камеры очень тихие, что важно в жанровой фотографии, надежные, и я знаю их целиком и полностью, они мои настоящие друзья.

Вы предпочитаете снимать на пленку? Снимаете ли вы на цифровые камеры? Если нет, то по каким причинам?

У меня нет предубеждений относительно цифровых фотокамер, это хороший инструмент в руках профессионалов. Но для меня аналоговая фотография — безусловный приоритет, поскольку мне нравится работать с материалом в реальной жизни, мне нравится печатать изображения в темной комнате. Аналоговый процесс — важная часть моей жизни, которая формирует во мне отношение к тому, что я снимаю. Единственная цифровая камера, которой я пользуюсь — это камера моего смартфона. Цифровая фотография, в моем представлении, открывает такой диапазон свободы, который мне попросту не нужен, ведь для развития личности, как известно, необходимы ограничения. Также цифровые изображения требуют немалых временных затрат на постпродакшн, чтобы сделать их такими, какими я хотел бы их видеть. Я же предпочитаю проводить это время в темной комнате наедине с собой, чувствуя запах реагентов, наслаждаясь бокалом вина. Это дает мне почувствовать вкус жизни.

Почему вы делаете преимущественно черно-белые снимки?

Полтора года назад я решил отказаться от цвета в моих фотографиях, потому что понял, что черно-белая композиция и цветная композиция — абсолютно разные миры. И я хочу жить лишь в одном из них всецело и полностью, развивая свое ощущение этого мира как можно глубже. Однако я люблю цветные фотографии и с удовольствием наслаждаюсь эстетичными цветными работами других авторов.

Вы сами проявляете свои пленки? Можете ли описать этот процесс?

Конечно, я проявляю свои пленки самостоятельно. Сам процесс очень банален. Проявка, промывка, фиксаж и снова промывка. Но могу рассказать про интересный ритуал, мое личное суеверие, которое, как я считаю, помогает мне получать хорошие снимки. Всем известно, что во время проявки требуется периодически взбалтывать бачок с пленкой и раствором для усиления эффекта проявки. Это называется агитация. После каждой агитации необходимо ударять краем бачка о край стола, чтобы стряхнуть пузырьки воздуха, сформировавшиеся на пленке во время проявки. Каждый раз, после этого удара, я выстукиваю пальцами на крышке бачка одну из моих любимых мелодий. Мои друзья говорят, что в этот момент галогениды серебра складываются в особом порядке и создают идеальную для меня картинку. И я в это верю.

Какой совет вы могли бы дать всем, кто хочет улучшить свои навыки в уличной фотографии?

Самый важный совет, который я могу дать, заключается в том, чтобы осознать, что невозможно научиться фотографии, нет никакого рецепта хорошего кадра. Однако вы можете научиться чувствовать и видеть — и лучшими помощниками в этом являются поэзия, проза, музыка и, конечно, живопись. На самом деле неважно, что ты снимаешь, важно лишь, кто ты есть на самом деле. Потому что твои снимки отображают именно тебя самого, самую твою суть. И мой совет заключается в том, чтобы всегда думать дважды, прежде чем показывать свои снимки. Спрашивать себя, хочешь ли ты, чтобы люди увидели тебя именно с этой стороны. Ведь фотография — это слово. А сказанного, как известно, не вернешь.

С точки зрения коллекционера, что бы вы хотели увидеть от Leica в будущем?

Мне очень нравятся новые камеры компании, и я был бы рад иметь какую-либо из них в моей коллекции, особенно черную Leica M-A. И, возможно, в будущем так и будет. Но я также хотел бы увидеть реинкарнации легендарных моделей, таких как Leica M3, возможно в небольших сериях, потому что мир никогда не знал ничего подобного. Видоискатель, сделанный специально для объективов 50 мм — это что-то невероятное! Увеличение x.92 позволяет точно и быстро фокусироваться, не упуская из виду, что происходит по краям рамки. Для меня это очень важно, потому что я никогда не кадрирую свои снимки после, и советую всем придерживаться этого правила.

Оригинальную версию интервью с Юрием Нездойминога на английском языке можно прочесть в блоге The Leica Camera Blog. Благодарим фотографа и переводчика Дарью Шейн за предоставленные материалы.

(Visited 749 times, 1 visits today)



Оставить комментарий