«Ни дня без кадра» Интервью с Рубеном Аганбегяном о фотографии и особенностях съемки во время вертолетных путешествий.

Рубен Аганбегян является одной из наиболее ярких фигур на российском финансовом рынке. Финансист, инвестиционный банкир, президент крупнейшего частного российского банка «Открытие» и член Совета директоров «Открытие Холдинг». До прихода в «Открытие» с сентября 2010 года возглавлял Московскую биржу, занимал руководящие должности во многих ведущих российских финансовых институтах. Под его руководством в 2011 году прошло объединение двух крупнейших российских площадок ММВБ и РТС, в результате которого был создан рыночный институт, ставший международным центром биржевой торговли.

19 апреля 2017 года в московском салоне Leica состоялось открытие выставки «Взгляд» Рубена Аганбегяна, на которой представлена серия избранных работ, снятых снятых камерами Leica в 2016 году во время путешествий на вертолете по России, Казахстану и странам дальнего зарубежья. Накануне этого события мы побеседовали с автором.

Как давно вы занимаетесь фотосъемкой?

Увлечение фотографией возникло в детстве и продолжается всю жизнь. Мне нравилось самому проявлять пленки и печатать снимки, но этот процесс был довольно сложно реализуем: у меня не было нужного оборудования, фотоувеличитель был только у соседа. Уже потом, когда открылось большое количество фотолабораторий и появилась цифровая фототехника, стал снимать более активно, но без попытки привязать это занятие к какому-то «фундаменту». Несколько лет назад у меня появилось желание не просто фотографировать, а совершенствоваться: создавать и анализировать свои работы согласно эстетике и законам фотографического искусства. Во многом в этом мне помог фотограф Максим Мармур. Конечно, важную роль играло самообразование: книги, интернет, фотовыставки. К примеру, мне нравится фотограф Джо МакНелли, я читал его статьи и смотрел видео-лекции. Но, безусловно, когда ты берешь уроки непосредственно у конкретного фотографа, получаешь больший эффект, несмотря на субъективность суждений и предпочтений каждого человека. Наверное, сейчас мои работы имеют ярко выраженный «мармуризм», но на этом этапе я не претендую на собственный стиль, у меня другая внутренняя задача.


Настоящий этап у вас связан с освоением фотосъемки камерами Leica?

Leica появилась в моей жизни осознанно — это была попытка уйти от тонны оборудования, которую я, как и многие другие фотографы, традиционно таскал с собой. Правда, от лишней тонны в результате все же не избавился.

Выбрал камеры Leica серии М: захотелось опробовать работу с дальномером, привлекла цветовая палитра и малый вес. Съемка в кабине вертолета требует зум-объектива, поскольку во время полета сложно менять оптику и пользоваться ручной фокусировкой, хотя можно выбрать установку на значение бесконечности. Так в моей коллекции появилась Leica SL с объективом сначала 24-90, а затем Leica APO-Vario-Elmarit-SL 90–280 mm f/2.8–4, поскольку потребовался кадр, снятый именно с таким фокусным расстоянием. Старюсь работать по принципу: ни дня без кадра. В чем еще сильно помог Максим Мармур, так это в борьбе с настроением. Я лично человек настроения, и если на меня что-либо сильно повлияло в рабочем или личном плане, могу надолго отложить камеру. Максим старался блокировать этот момент, чему хорошо способствовала черно-белая фотография. Раньше я не пытался смотреть на мир «цветным» или «черно-белым» взглядом. Хотя мы живем в довольно черно-белой стране, надо отдать должное, иногда она, конечно, бывает и яркой. Для такой съемки я даже приобрел Leica M Monochrom – это просто потрясающая камера! С камерами Leica у меня связан этап борьбы за качество. Если целенаправленно уделять время самосовершенствованию в какой-то области, то прогресс вскоре будет ощутим.

Вообще, смена деятельности очень помогает в работе над собой, дает возможность перейти в другое состояние, подумать о чем-то новом. Поэтому у меня есть различные хобби: управление вертолетом, вождение мотоцикла, фотосъемка.

Чем вас привлекает черно-белая съемка с Leica M Monochrom? 

Эта камера заставляет меня заранее анализировать и представлять увиденное в черно-белом цвете. По сравнению с Leica M-P, Leica M Monochrom позволяет получить более контрастное и четко структурированное изображение. Если же говорить, чем вообще привлекает Leica, то стоит отметить минимализм, который проявляется в дизайне, эргономике и структуре меню разных моделей, включая Leica SL и Leica M10. Ограниченное количество кнопок для меня лично очень удобно.


Вы пилотируете вертолет и фотографируете одновременно?

Обычно вертолетом управляют два пилота. Когда я летаю один, то беру с собой Leica Q и Leica M. Во время полета камеру стараюсь всегда держать под рукой. Часто использую следующие настройки: ISO до 3200, выдержка 1/125 секунды, f/1.7 или f/4 – в зависимости от объектива, фокусировка настроена на бесконечность. Проблема съемки из кабины вертолета – постоянные блики. В авиа фотографии есть разные способы, как их избежать, но я пока предпочитаю просто подносить камеру вплотную к блистеру. Для съемки во время полета мне очень стала полезна функция Live View, которая очень хорошо реализована в Leica M10. Порадовал и форм-фактор М10, почти близкий к Leica Q. Планирую путешествие на Камчатку и Курилы, в которое хочу взять Leica S со сменной оптикой, чтобы опробовать эту среднеформатную камеру для съемки во время полета. 


За время полетов вам приходится наблюдать огромное количество пейзажей. Которое из вертолетных путешествий по России произвело на вас особенное впечатление?

Вообще, вертолетное путешествие с точки зрения фотографа – история уникальная. Вертолет совершает полет на высоте в среднем 150-200 метров. Этого достаточно, чтобы на поверхности земли не проступали мелкие детали, включая мусор. И, вместе с тем, фактура пейзажей прорисовывается достаточно хорошо. Наша страна выглядит особенно красиво именно с такой высоты. Не могу сказать, что много раз путешествовал по России на вертолете, один из часто повторяемых интересных маршрутов – в Сочи. Если соберемся на Камчатку, то, конечно, полетим через всю страну. Если говорить о съемке пейзажей, особенно во время полета, то важным фактором всегда является погода, время года и суток. Наблюдать вариативные состояния знакомых пейзажей очень занятно, особенно во время продолжительных многочасовых перелетов. Впечатлил обилием красок апрельский перелет из Москвы в Краснодар и Сочи. Серия «Геометрия полей» Максима Мармура из этого путешествия получилась потрясающей. Было очень интересно сравнить результат нашей съемки по этому маршруту – тогда мне в очередной раз стало ясно, что нужно серьезно учиться фотографировать.


Каковы впечатления от ваших первых экспериментов в студийной съемке?

Хорошие: это тяжелая физическая работа, поскольку использовались объективы с фиксированным фокусным расстоянием, с которыми невозможно вести съемку статично. Требовалось сразу точно продумать композиционное заполнение снимка, поскольку кадрировать его пост-фактум не хотелось. В итоге я с удивлением обнаружил, что после 3-х часовой съемки сильно устал. Мы пробовали разные типы освещения, этот опыт был новым для меня. Еще очень интересный момент – коммуникация с моделью, поскольку получить кадр, который ты хочешь, можно только построив определенные взаимоотношения на съемочной площадке. В студии я использовал среднеформатную Leica S (Type 007). Мне был очень интересен этот опыт, буду продолжать практиковаться.

Вы сами занимаетесь пост-обработкой фотографий?

Да, сам. Сначала использовал Apple Aperture, потом перешел на Adobe Lightroom, позже Максим Мармур посоветовал Adobe Photoshop. Сейчас мои любимые фильтры Nik Collection находятся в заброшенном компанией Google состоянии и работают только с Lightroom. Нужно отдать должное программе Lightroom, поскольку почти по всем базовым характеристикам она приближается к возможностям, которые дает обработка с помощью Nik-фильтров.  


Экспериментируете ли вы с жанровой или портретной съемкой?

Фотосъемка людей требует особого согласия на вмешательство в личное пространство другого человека. Я заметил, что у меня есть определенный барьер: подойти так близко к объекту съемки, как это делают профессионалы, мне часто нелегко. Хотя практиковался я в жанре уличной съемки мало.

При съемке пейзажей какое время суток для вас наиболее привлекательно?

В Москве очень красивые закаты, хотя пейзажи в это время везде выглядят эффектно. Мне нравятся тени, которые создает сильный рисующий свет. 

У вас очень большой архив уникальных фотографий, снятых с высоты. Есть ли у вас пожелания или цель публично представить отснятые материалы?

Рабочая версия – со временем издать альбом. В настоящее время фотографирую для себя и друзей, чтобы получить воспоминания о тех местах, которые видел, попрактиковаться в фотосъемке и представить красивый результат. У меня есть постоянные маршруты полетов, к примеру, в Москве над МКАД, поэтому планирую сделать серию об этой дороге и ее развязках, прорабатываю разные ракурсы, съемку в разное время суток, в разную погоду, в разные сезоны.


Ваши пожелания начинающим фотографам?

Я бы посоветовал больше практиковаться в различных жанрах фотосъемки, активно изучать работы других фотографов, смотреть альбомы, читать книги. Отдельный источник вдохновения, который нужно отметить, это архив агентства Magnum Photos. И, конечно, не бояться критики, не работать «в стол», а публиковать свои работы в интернет и анализировать реакцию зрителей. Очень важный момент – взгляд на ваши работы со стороны. Думаю, возможность обратной связи с аудиторией, к примеру, в сети instagram – это хороший опыт для понимания собственных достижений.

Рубен, спасибо, что нашли для нас время, желаем вам успехов в делах и творчестве!

Провела беседу и подготовила материал Юлия Митич.

 

(Visited 334 times, 1 visits today)



Оставить комментарий