«Колодозеро». Интервью с фотографом Алексеем Мякишевым В Leica Store Moscow представлен альбом «Колодозеро» Алексея Мякишева. Съемка проекта производилась в Карелии на пленочную камеру Leica MP в течение последних пяти лет.

Альбом «Колодозеро» Алексея Мякишева опубликован в 2016 году ограниченным тиражом французским издательским домом Bergger Editions. Накануне презентации книги в московском салоне Leica мы побеседовали с Алексеем о его проекте «Колодозеро», посвященном российской провинции. 

Алексей Мякишев родился в городе Кирове (Вятка).  В 1999 году переехал в Москву и утвердился в намерении стать свободным фотографом. Сотрудничает с российскими и зарубежными изданиями, среди которых – Русский Newsweek, Коммерсант, Helsingin Sanomat, Talouselama (Финляндия) и многие другие. Алексей – призер фестиваля InterFoto в 1998 и 2001 годах, стипендиат Министерства Культуры РФ в 1996 и 1997 годах, победитель конкурсов BestPhotographer, The Best of Russia, Sony World Photography Awards. Преподаватель образовательной программы Leica Akademie Moscow. Персональные выставки Алексея состоялись в России, Франции, Германии, Канаде, Италии, Чехии, Австрии. Его авторские работы хранятся в муниципальной библиотеке города Осер (Франция), в Пушкинском Музее, Музее Органической Культуры, в коллекции Leica Camera Russia, а также в российских и зарубежных частных собраниях. В настоящее время Алексей работает над несколькими документальными проектами, посвященными провинциальной России.

В сентябре 2016 года ваш альбом был представлен в парижском салоне Leica. Ваши впечатления об этом событии?

Книгой «Колодозеро» заинтересовались не только фотографы-профессионалы, но и обычная публика. Мне задавали много интересных вопросов, а в какой-то момент я даже испытал шок, поскольку услышал вятский говор в Leica Store Paris! Я не мог сначала понять, что происходит. Оказалось, что девушка родом из Вятки, живущая в Париже, узнала о событии и пришла в салон Leica вместе со своими родителями, гостившими как раз в это время во Франции. Это была довольно сюрреалистичная ситуация.

Как парижане восприняли ваши работы?

Многие признавались мне, что мои снимки явились для них открытием, сюрпризом. Русскую фотографию во Франции вообще практически не знают. Хотя и мы тоже не очень знакомы с творчеством французов, кроме наследия классиков Картье-Брессона и Дуано. Как раз на Paris Photo 2016 я увидел спектр современной фотографии, подавляющая часть которой – коммерческая. Хорошую фотографию в экспозиции фестиваля нужно было искать.

Что вам понравилось на Paris Photo 2016?

Удивил огромный книжный блок: вниманию публики были предложены книги, которые в России я бы никогда не увидел. Шикарные фотоальбомы привезли японцы; на стенде издательства Steidl любой из фолиантов, даже мало известного автора, это полиграфический шедевр. Если бы мой чемодан позволял, я бы привез с собой много интересных изданий. Возможно сделаю это в следующем году.

Во время фестиваля Paris Photo 2016 вашу книгу рассматривал Мартин Парр, президент Magnum Photos?

Верно, Мартин похвалил фотографии. Но много времени для просмотра уделить не смог, поскольку его тут же заметили и стали фотографировать гости и папарацци, и он быстро убежал по своим делам.

Вы фиксируете на пленку современный образ России. И, вместе с тем, сюжеты и люди на снимках существуют словно вне времени, поскольку точно также они могли выглядеть десять, двадцать лет назад. Европейский зритель замечает подобные нюансы?

У меня была выставка на юге Франции в Провансе в маленькой красивой часовне, окруженной оливковыми деревьями и виноградниками. Экспозиция вызвала потрясающий интерес у публики. Я подробно рассказывал о каждом снимке. Вневременную особенность моих работ издатель альбома «Колодозеро» Оливье Маркези прокомментировал так: «Алексей, я рад, что твои фотографии нравятся не только профессионалам, но и обычным людям». Французам очень близок такой стиль — документальный и одновременно художественный. Им хочется знать, как живет русская деревня, и понимать, как русский автор передает свой взгляд на эту тематику. И вместе с тем они тонко улавливают отличие российской фотографии от западной. Вообще, мое мнение – фотография интересна не столько сюжетной линией, сколько авторским видением и стилем.

Во время поездок вам довелось увидеть французскую деревню?

Мне очень нравится французская провинция, но она абсолютно иная, чем российская: там слишком все красиво. Французская деревня больше похожа на небольшой городок; хозяйственная деятельность людей там автоматизирована и незаметна. Прогресс на Западе проник уже во все сферы человеческой деятельности, что влияет на визуальное восприятие. В русской деревне люди живут в родстве с природой, которая непосредственно влияет на их бытие. Природа во Франции облагорожена до такой степени, что в лесу, к примеру, проложены деревянные настилы вместо тропинок и всюду установлены указатели, сколько метров составляет определенный маршрут. Такое сложно представить в Карелии. Естественная красота русской природы меня привлекает больше.

Над проектом «Колодозеро» вы работали пять лет с помощью камеры Leica MP. Какое количество материала было отснято?

Не считал точно, но могу сказать – объем большой. Из каждой двухнедельной поездки в Карелию, которые совершались в разные времена года, я привозил примерно 20-30 пленок. Для книги было отобрано 250 снимков, из которых в результате в издание вошло 59. Отбор мы производили вместе с издателем Оливье Маркези. Оливье тоже фотограф-леечник, он работает во французской компании Bergger, выпускающей фотопленку и фотобумагу. Издательство Bergger Editions поддерживает фотографов, работающих с пленкой. «Колодозеро» стал первым пилотным альбомом в издательской деятельности Оливье. Всего напечатано 1300 экземпляров моей книги, из которых 300 – на кириллице – специально для России.

Используете ли вы для съемки цифровые камеры?

Да, коммерческие заказы я выполняю при помощи цифровых моделей. Все, что касается творческой составляющей моей деятельности, я снимаю на черно-белую пленку.

Какое количество дублей одного сюжета при съемке на пленку вы обычно делаете?

Все зависит от ситуации: иногда можно снять шикарный кадр, лишь единожды нажав на спуск, в других случаях важно снять ситуацию в развитии. Обычно я работаю экономно: фотопленка сейчас дорогая.

С какими объективами вы работаете?

С фокусным расстоянием 35 и 50 мм.

Вы предпочитаете воплощать ваши проекты в книжном формате?

Авторская книга – наиболее интересная форма высказывания для меня, это итог работы, своеобразная точка. Можно реализовывать работы в мультимедиа или экспонировать на выставках, но книга – это физический объект, ее всегда можно взять в руки и посмотреть снова.

Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах.

Сейчас я продумываю книгу о православных паломниках с предисловием Георгия Колосова: накопилось много материала, отснятого во время Великорецкого крестного хода, начиная с 1993 года. Для этого проекта хочу выбрать визуальную форму, отличающуюся от моих первых книг «Вятка» и «Колодозеро». Еще работаю над темой русского Севера, которая давно меня привлекает. Это и пейзажи, и жанровая съемка. В первую очередь меня интересуют собственные впечатления и все, что связано с повседневной жизнью людей. А в целом мой девиз: не останавливаться, двигаться дальше, искать новые идеи.

Алексей, спасибо, что нашли для нас время, желаем вам успехов!

Альбом «Колодозеро» Алексея Мякишева можно приобрести в московском салоне Leica на Ленинском проспекте.
Провела беседу и подготовила материал Юлия Митич.

 

(Visited 286 times, 1 visits today)



Оставить комментарий