Жизель Фройнд

Имя фотографа немецкого происхождения Жизель Фройнд, ушедшей из жизни в 2000 году в возрасте 91 год, одновременно известно и нет. Как вспоминают современники, она огорчалась из-за того, что признание ей принесли портреты прославленных писателей и художников, в то время как сама Жизель Фройнд больше любила говорить о себе как о фоторепортере, и до конца жизни была уверена, что социальная роль фотографии первостепенна.

Жизель Фройнд родилась в обеспеченной еврейской семье в Берлине. Ее отец, коллекционер искусства и интеллектуал подарил Жизель «лейку», когда заметил интерес дочери к фотографии. В 1933 году Фройнд эмигрировала из Германии во Францию, а ее семья переехала в Англию. В Париже фотографу довелось познакомиться с владелицей известной книжной лавки «Дом друзей книги» Адриенной Монье, писателями Джеймсом Джойсом, Сильвией Бич, философом и критиком Вальтером Беньямином и другими. В эти годы в Париже она работала над диссертацией о фотографии во Франции XIX века, которая впоследствии была издана при поддержке Адриенны Монье.

В 1935 году Жизель Фройнд участвовала в Парижском конгрессе в защиту культуры, где познакомилась со многими выдающимися интеллектуалами, писателями и художниками. Интересно, что Жизель Фройнд одна из первых фотографов того времени начала снимать в цвете. Ее первая выставка, которая прошла в 1938 году в Париже в книжном магазине «Дом друзей книги» представляла собой проекции цветных снимков. В то время было довольно сложно напечатать цветные фотографии.

Sylvia Beach, Paris, 1938

В 1991 году заместитель редактора New York Times Кейт Кнорр встретилась с Жизель Фойнд в ее квартире в Париже. В это время в Центре Помпиду проходила большая ретроспектива фотографа. По воспоминаниям Кнорр, Фройнд сетовала, что не видит себя в роли портретиста даже несмотря на множество замечательных портретов, которые она сделала за свою жизнь. Как считала Жизель Фройнд, ее репортажные работы были более ценные.

Стараясь поймать нужный кадр, Жизель Фройнд порой называла писателей, которых снимала, «мои жертвы». Иногда «жертвы» переходили в наступление. Известно, что некоторые французские писатели не любили свои портреты, сделанные Жизель. Джордж Бернард Шоу, который также увлекался фотографией и имел камеру Leica, снисходительно относился к стараниям Жизель Фройнд, язвительно замечая, что надеется, она знает, как использовать этот аппарат. Когда Фройнд устанавливала осветительные приборы, чтобы заснять драматурга в его доме недалеко от Лондона, произошло короткое замыкание, и свет погас. Фройнд настояла на продолжении съемок при лунном свете, который лился из оконного проема. Как она потом вспоминала, Бернарду Шоу пришлось сидеть неподвижно в течение нескольких минут. Непосредственно перед съемками он всячески ее предостерегал, чтобы Фройнд поместила в кадр его бороду целиком. Когда фото было проявлено, Жизель увидела, что часть белоснежной бороды была обрезана. «Я не отважилась послать ему этот снимок»,– призналась фотограф.

George_Bernard_Shaw_With_cut_beard_London_1939

В Лондоне Фройнд снимала также Виржинию Вульф, которая подарила ей фотоальбом своей двоюродной бабушки Джулии Кэмерон, работала над портретами других известных деятелей культуры. «Объясните мне, почему писатели хотят, чтобы их снимали как звезд, а последние хотят выглядеть на снимках как писатели», — удивлялась в своих заметках фотограф.

Virginia Woolf smoking, London, 1939

В 1942 году она перебралась в Аргентину по приглашению писательницы Виктории Окампо. «Уже второй раз я была вынуждена начинать жизнь заново. Только в этот раз я была вооружена. У меня была профессия», — писала Жизель Фройнд в одной из своих книг. «До этого момента я работала в основном как портретист. Но чтобы узнать Латинскую Америку, у меня был только один выход – стать фоторепортером». В этот период Жизель Фройнд сотрудничала с Magnum, Life и другими изданиями, работая в разных странах Южной Америки. С 1953 года Жизель Фройнд постоянно жила в Париже, много путешествовала.

(Visited 41 times, 1 visits today)



Оставить комментарий