К Дню рождения Александра Родченко

Александр Родченко — гений советской пропаганды, живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, стоявший у истоков русского авангарда. Он один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, который задал новые стандарты и изменил существовавшие представления о фотографии, плакате, графике.

Сын театрального бутафора Михаила Михайловича Родченко и прачки Ольги Евдокимовны Палтусовой Александр родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. В 1902 году семья переехала в Казань. Окончив Казанское приходское училище, Александр выучился на зубного техника. А в 1910 году, спустя год после смерти отца, он стал вольнослушателем Казанской художественной школы.  В 1914 году Александр Родченко познакомился с Варварой Степановой, которая стала его женой и соратницей. С 1916 года Родченко и Степанова перебрались в Москву. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

Rodchenko01

После революции Александр Родченко – один из основоположников конструктивизма. В 1920 — 1930-х годах он преподавал в московском ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). С 1921 по 1924 год работал в Институте художественной культуры, где ввел новую дисциплину – «Конструкция». Александр Родченко одним из первых занялся производственным искусством и применил в своих работах фотомонтаж. С оформления поэмы В. В. Маяковского «Про это» 1923 года началась его совместная работа с поэтом. Всего Родченко оформил еще 12 книг Маяковского, работал над созданием декораций, костюмов и плакатов для пьесы «Клоп» в Театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве.

Alexander-Rodchenko Alexander_Rodchenko

Фотографировать Александр Родченко начал в 1924 году. Считается, что на его становление как фотографа большое влияние оказала работа над тематическим киножурналом Дзиги Вертова «Киноправда». Тогда Александр Родченко впервые начал задумываться о том, что из последовательности снимков может возникать новый визуальный смысл. Он был уверен, что отдельный кадр из серии или группы снимков несет большую информационную нагрузку. В 1940 — 1950-е годы Родченко был фоторепортером и художником Музея Революции СССР и Дома техники в Москве. В «Записной книжке Лефа» он писал: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».

Rodchenko

Родченко много работал в области книжной и журнальной графики. Помимо изданий ЛЕФа, одним из лидеров которого он был, Родченко оформлял журналы «Журналист», «СССР на стройке», «Огонёк», «Смена» и другие. В 1925 году он работал над дизайном советского отдела на Международной выставке декоративного искусства в Париже. Александр Родченко был членом жюри и художником-оформителем многих выставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников. С 1928 года Александр Родченко регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.

Международное признание пришло к фотографу уже после его смерти. В 1998 году в нью-йоркском Музее современного искусства прошла большая выставка работ Александра Родченко, в которую были включены живопись, графика и, конечно, фотография, воспроизведена комната рабочего клуба, экспонировавшаяся на Всемирной выставке в Париже. Кстати, к 120-летию со дня рождения Варвары Федоровны Степановой в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «В гостях у Родченко и Степановой», которая посвящена творчеству знаменитой семейной пары художников и включает более 250 работ.

(Visited 107 times, 1 visits today)



Оставить комментарий