К 60-летию Leica M

Leica M Edition 60

В 2014 году празднуется не только 100-летний юбилей камеры Leica, также отмечается 60-летие камеры Leica M. По этому торжественному поводу в музее Leica в Лейтц-парке в городе Вецлар представлена специальная выставка, экспозиция которой охватывает шесть десятилетий истории Leica M System. Предлагаем вашему вниманию интервью с куратором выставки Ларсом Нетопилом.

Г-н Нетопил, расскажите читателям блога Leica немного о себе.

Я родился в 1968 году. Свою первую камеру Leica приобрел в 14 лет. С тех пор эта уникальная камера всегда со мной. Завершив свое юридическое образование, я всецело посвятил себя Leica. С 1993 года являюсь вице-президентом Исторического общества Leica, а в 1996 году открыл специализированный салон Lars Netopil Classic Cameras в Вецларе. В дополнение к своей работе в рамках международного сообщества коллекционеров Leica, я также являюсь консультантом музеев Leica и различных аукционных домов. В 1999 году я был назначен на должность консультанта исторического архива и музейного отдела компании Leica Camera AG.

Что ожидает посетителей выставки?

В музее Leica в Лейтц-парке работает постоянная экспозиция, отражающая историю развития всех линеек продукции компании. В линейке M-System представлены камеры и объективы серийных моделей с 1954 года по настоящее время. Поэтому для временной выставки, о которой идет речь, было важно избежать дублирования, насколько это возможно. В экспозиции демонстрируется самая первая версия модели Leica M3 именно так, как это было сделано на выставке Photokina в 1954 году. Все остальные экспонаты выставки о 60-летней истории Leica M System являются исключительными коллекционными предметами. Это прототипы, сконструированные до 1954 года, модели для специалистов военной или научной фотографии, а также камеры, выпущенные для известных личностей. Я стремился к разнообразию, чтобы заядлый коллекционер мог обнаружить здесь для себя что-то новое. В то же время, мне хотелось, чтобы выставка была интересна и любому обычному посетителю Лейтц-парка. Мы установили сенсорные экраны, с помощью которых можно узнать дополнительную информацию о каждой выставке. Это была очень трудоемкая часть выставки. Отображаемые элементы были взяты из собственной коллекции музея. Много лет назад, когда компания вынуждена была бороться за выживание, некоторые особенно важные экспонаты из коллекции музея были, к сожалению, проданы. Однако теперь, благодаря случайному приобретению значительной коллекции Leica в США, музей вновь возвращается к стандарту, соответствующему глобальному статусу компании.

Leica M Anniversary 60 001

Какими экспонатами вы особенно гордитесь?

Как и у любого посетителя, у меня есть свои фавориты. Один из них — Leica M3, изготовленная в масштабе 1:2; оригинальная камера была подарена главному конструктору Вилли Штайну его коллегами. Уровень детализации — удивительный, что отражает дух компании Leitz 1950-х. Модель была создана в 1955 году и никогда ранее не была показана публике. Не менее впечатляющими являются Leica MS и Leica UW — обе камеры были специально сконструированы для ВМС США. Leica UW является, объективно говоря, не камерой, а корпусом для подводной съемки для камеры Leica M. Фиксированная передняя линза была предназначена для прямого контакта с водой. Случалось, что разработки военных моделей позже приводили к созданию версий для массового рынка, позволяя извлечь преимущества из подобных проектов для всех клиентов Leica.

Leica M Anniversary 60 012

Ко времени выпуска модели M3 в 1954 году, камеры Leica уже произвели революцию в фотографии. Как новая камера получила признание на фотографической сцене?

Я встретился с рядом фотографов, которые отчетливо помнят этот момент. По сравнению со своими предшественницами, Leica M3 была снабжена множеством нововведений, которых еще с довоенных времен так ожидали наши клиенты. В модели М3 был модернизирован механизм загрузки пленки, что значительно облегчало этот процесс; для перемотки пленки разработан удобный курковый рычаг; фиксированное колесико регулировки выдержки позволяло камере работать с внешним экспонометром; увеличился размер видоискателя, а в сочетании с дальномером достигалась автоматическая коррекция параллакса для объективов трех фокусных расстояний; был добавлен автоматический счетчик кадров; разработано байонетное крепление объектива. Удивительным является тот факт, что все эти функции были реализованы в ходе одной инновации, так что в новой камере было почти все, чего Leica не хватало в предыдущие годы. Качество объективов Leica всегда было безупречным, и M3 позволила поддержать эти высокие стандарты. Еще одним бескомпромиссным преимуществом камеры была возможность ее совместимости с объективами предыдущих моделей: с простым адаптером все объективы с винтовой резьбой крепления могли быть использованы с камерой М3, теперь в сочетании с дальномером.

Один интересный момент был связан с механизмом перемотки пленки Leicavit. Предназначенный для моделей Leica III и IIIf, Leicavit не был использован в модели M3. Причина была в том, что внутренний механизм, который управлял автоматически счетчиком кадров в Leica М3, не оставлял места для расширенной оси катушки. По этому поводу известный фотограф Life Альфред Эйзенштадт, который очень привык к механизму Leicavit, стал публично критиковать его отсутствие в модели M3. Возникли даже опасения, что он может переключиться на другую марку. В результате Leica M3E была сделана специально для него — модель М3 с Leicavit. Не менее четырех моделей той же версии, под названием Leica M3D, были также изготовлены для Дэвида Дугласа Дункана. Эти модели, запущенные в производство в 1956 году в количестве 402 единиц, существенно повлияли на пилотный выпуск камер, ныне известных как Leica MP. Для сравнения, к 1967 году были выпущено почти четверть миллиона камер Leica M3.

История создания Leica M3 восходит к 1930 году. С какими вопросами и проблемами пришлось столкнуться инженерам в реализации перехода от изобретения Оскара Барнака к дальномерной камере Leica?

Это было действительно достаточно сложной задачей. Интересно, что вышеупомянутые особенности были реализованы в камерах Leica и раньше, хотя и по отдельности, на экспериментальной основе. Например, есть прототипы с раскладным механизмом задней панели начала 1930-х годов. Кроме того, горизонтальная фокальная плоскость затвора с механизмом фиксированных выдержек запатентована компанией Leitz в 1935 году, что можно увидеть на выставке. В этом контексте есть интересная камера Leica IV — модель 1935 года, снабженная резьбовым креплением, но пока не имеющая механизма затвора в фокальной плоскости. Тем не менее, благодаря другим нововведениям, присущим этой камере, она считается «Ur» — model Leica M3. К сожалению, эта камера находится в частной коллекции. Я надеюсь, что однажды станет возможно ее приобретение для музея Leica. Было еще очень много разработок, основанных на достижениях Оскара Барнака, а также инженера Вильгельма Альберта, сотрудника Барнака и его непосредственного преемника. Без сомнения, самым большим препятствием к более быстрой реализации Leica M3 стала Вторая мировая война. Существует рисунок 1946 года, изображающий фотоаппарат, которым, по сути, является Leica M; он также представлен на выставке.
Объективы играют важную роль в долговечности Leica M-System. Какие идеи представлены на выставке в этой связи?

Leica M Anniversary 60 005

В постоянной экспозиции о «родословной» Leica представлено больше объективов, чем камер; это подтверждает тот факт, что превосходное качество линз всегда было одним из основных факторов, способствующих успеху Leica. На выставке «60 лет Leica M», однако, акцент более сдвинут на камеры, хотя, естественно, экспозиция включает в себя и 60-летнюю историю производства объективов Leica M-System. В связи с этим, я обратил особое внимание на Leitz Canada. Например, на выставке демонстрируются первый вариант объектива Summilux 35 mm f/1.4 вместе с двумя его прототипами. Также представлен прототип 1980-го года объектива Noctilux 50 mm f/1 с интегрированной блендой, прототип 1980-х годов Leica Extender-М 1.5x, серийно не выпускавшийся. Особенно интересным экспонатом выставки является объектив Leica Orolf 1960 года, который можно назвать «Ur» — Tri-Elmar, что обращает нас к теме объективов с переменным фокусным расстоянием для Leica M.
Leica M System навсегда связана с «золотыми» годами репортажной фотографии. Кроме того, Leica M было также суждено стать универсальной системой. Какие факты делают это событие очевидным?

Подавляющее большинство камер системы Leica M используются фотолюбителями. В конце концов, модель М3 была выпущена более чем в 225 000 экземпляров. Как я уже упоминал, одним из ключевых нововведений Leica M было вращающееся колесико регулировки выдержки. Но вы когда-нибудь видели, чтобы Эллиотт Эрвитт, Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштадт или Дэвид Дуглас Дункан использовали Leicameter? Конечно нет. Это означает, что Leica M является преимущественно любительскими фотоаппаратом, который одновременно способен отвечать профессиональным требованиям. Кроме того, Leica M была снабжена универсальный зеркальной системой, существовавшей вне конкуренции вплоть до появления Pentax Spotmatic. Вот почему Visoflex вместе с объективами считаются частью родословной системы Leica M. И все же, даже Visoflex часто используется любителями, а также в научной фотографии, в частности, в макросъемке.
Для этих целей компания в 1963 году выпустила камеру Leica MD без видоискателя; она может быть объединена с Visoflex и рядом специализированных аксессуаров для научных приложений. Эта модель также представлена на выставке. В целом, мы можем с уверенностью сказать, что Leica M-System подходит для множества возможных задач.

Leica M3 — одна из самых успешных камер Leica. Несмотря на это дальномерная фотография могла перестать быть популярной. Как компания Leitz ответила на эти вызовы?

Выпуск 35 мм зеркальной камеры Pentax Spotmatic был, конечно, таким же событием, как появление Leica M3 в свое время. Но независимо от того, сколько миллионов зеркальных камер было продано с тех пор, Leica M никогда не выходила из моды. Число ее приверженцев снизилось только по отношению к общему количеству потребителей на фотографическом рынке. До внедрения цифровой камеры Leica М, я предполагаю, с 1954 года было продано около миллиона М камер, из этого количества 10 % все еще находится в регулярном использовании. Одним из важных достижений, реализованных благодаря модели M3, стал комплексный замер экспозиции через объектив. Это явилось серьезной задачей, которую разработчики попытались решить еще на очень раннем этапе, с прототипами на базе модели M3, датируемыми 1965 годом. В 1971 году была выпущена модель M5, «младшая сестра» Leica CL. M5 оказалась не только слишком большой, тяжелой и дорогой камерой, но и отклонилась от классического корпуса М, что явилось проблемой для реализации. В 1984 году инженерам Leica удалось разместить экспонометр TTL в классическом корпусе камеры M6. Благодаря этой модели система M подверглась значительному возрождению, подобного тому, который спустя годы был связан с выпуском цифровой Leica M.

Помимо завода в Вецларе, Leitz создал производственные площади в канадском Мидленде еще в 1950-х годах. Каково было их значение для развития системы Leica M?

Гюнтер Лейтц создал этот завод в 1952 году с целью сборки для американского рынка камер Leica из деталей, которые были изготовлены в Вецларе. Вскоре, однако, Leitz Canada превратился в полноценный высокотехнологичный центр с собственным отделом развития для конструирования объективов во главе с доктором Вальтером Мандлером. В дополнение к созданию знаменитых линз, таких как Noctilux 50 мм f/1.0 или Apo-Telyt 180 мм f/3.4, он также достиг новаторских разработок в области военной оптики. Одним из примеров является Elcan-М 66 мм f/2, который можно увидеть на выставке. К середине 1970-х зеркальные камеры доминировали на рынке, поэтому возникал вопрос, не следует ли прекратить выпуск камер Leica M. В то время почти все объективы системы M производились в Канаде, что ставило под вопрос функционирование завода. По этой причине, глава Leitz Canada, Уолтер Клак, перевел производство всей продукции системы М в Мидленд, где впоследствии были выпущены Leica M4-2 и M4-P. И даже модель без видоискателя MD-2, а также ряд деталей, таких как зеркальный видоискатель. Оглядываясь назад, можно сказать, что завод Leitz Canada спасла Leica M. Объектив Noctilux 50 мм f/1.0 производился там вплоть до самого конца. Сегодня компания называется Elcan и больше не связана с Leica Camera AG.

60 лет Leica M System — это история взлетов и падений, но прежде всего это история преемственности, что является беспрецедентным явлением в производстве фотокамер. Это понятие применимо как по отношению к аналоговой, так и к цифровой Leica M. Цифровая модель Leica M Edition 60 кажется воплощением концепции системы М. Как бы вы с точки зрения историка пояснили секрет вневременной концепции дальномерных камер?

Дальномеры были и остаются великой системой камер. И в то же время Leica, в частности, Leica M, принадлежат к отличному от других классу камер: в социальном, эмоциональном плане и с точки зрения престижности. Дэвид Дуглас Дункан озвучил этот момент, когда я совсем недавно беседовал с ним. В возрасте 98 лет, он оглядывается на 60-летнюю историю Leica M, как опытный фотограф. Вы уже назвали один важный фактор — бескомпромиссная совместимость системы. Владельцы Leica M3 1954 года выпуска по-прежнему могут получить полный комплекс услуг Leica; и эта камера может быть использована со всеми современными объективами линейки M без ограничений. Такая уникальность достигается несколькими способами. Все объективы системы M, выпущенные в течение последних 60 лет, всегда считались самыми лучшими в мире, что делает особенно значительным фактор совместимости. Наряду со всеми техническими преимуществами, престиж, в соответствии с высказываниями Дэвида Дугласа Дункана, конечно, также играет важную роль в раскрытии секрета концепции дальномеров. Чтобы провести параллель, обратимся к автомобильному рынку: клиент, который покупает Ferrari, даже просто с целью поездок по улицам Франкфурта, все же держит где-то в голове мечту о подиуме победителей гонки «Формулы-1». Так и Leica всегда была и до сих пор является престижной. Этот фактор в настоящее время наиболее сильно проявляется у наших клиентов в Китае. Там люди «носят» Leica, вне зависимости от того, используют ли они возможности камеры для создания снимков или нет. Существует еще один фактор, который я хотел бы отметить, это долговечность системы М. Фотограф, который приобретает аналоговую Leica M, делает это на всю жизнь, то же самое касается объективов системы М.

Leica M Anniversary 60 008

Очень интересно посмотреть на Leica M Edition 60. В сущности, это цифровая M7. Для полной концентрации исключительно на фотографии это, пожалуй, самая привлекательная цифровая камера в настоящее время на рынке. Но то, что камера является цифровой, в то же время означает, что этот электронный продукт в широком смысле этого слова, имеет конечный срок службы. По аналогии с тем, как шины на вашем автомобиле в один прекрасный день должны быть заменены, независимо от их высокого качества, и даже независимо от того, использовали ли вы их на дороге или содержали их в идеальном состоянии на вашей коллекционной машине, в любом случае резина может потрескаться от времени в некоторых местах. Таким же образом, какого бы высокого класса ни был оптико-механический дальномер цифровой Leica M, остальное устройство камеры зависимым от цифровых технологий. Именно поэтому компания Leica руководствовалась отличительными принципами в создании Leica MA, иллюстрирующими четкую приверженность аналоговой фотографии. 60 лет спустя современная модель Leica МА будет работать так же, как Leica M3 1954 года выпуска функционирует сегодня. Это относится и к объективам системы М, некоторым из которых исполнится к тому времени 120 лет.

Спасибо, Ларс!

via The Leica Camera Blog

(Visited 25 times, 1 visits today)



Оставить комментарий