«Решающий момент» Анри Картье-Брессона. Факсимильное переиздание

Среди европейских классических книг по фотографии трудно найти более известную, признанную и влиятельную, чем книга Анри Картье-Брессона Images a la Sauvette (что с французского можно дословно перевести как «изображения, снятые тайком, на бегу») или «Решающий момент» в американском издании. После ее выхода в свет в 1952 году Картье-Брессон получил множество восхищенных писем от таких известных людей мировой культурной сцены, как Жан Кокто, Алексей Бродович, Кармел Сноу (редакор Harper’s Bazaar) и Жоан Миро. Французский художественный критик и издатель Стратис Элефтериадис, более известный под французским криптонимом Терьяд, заявил, что это была «одна из самых приятных книг, с которыми мне когда-либо приходилось работать». За прошедшие годы ценность первого издания многократно увеличилась, теперь книга украшает коллекционные собрания. Но оборотная строна подобной популярности в том, что многие молодые фотографы лишены возможности познакомиться с этим изданием из первых рук. Наконец-то, спустя более 60 лет, в декабре 2014 года немецкое издательство Steidl выпустит факсимильное переиздание книги «Решающий момент».

sunday-on-the-banks-of-the-marne-1938

Анри Картье-Брессон с самого начала считал, что фотокнига имеет большой потенциал. В письме Марку Рибу он писал: «Все журналы заканчивают в качестве обертки для картошки фри или просто отправляются в мусорную корзину, в то время как книга остается». Уже в 1933 году он начал один из многочисленных проектов, который по замыслу Картье-Брессона должен был вылиться в монографию. Но по разным причинам подготовка книги затянулась. Фактически, помимо небольшого каталога, выпущенного к выставке в Нью-Йоркском музее современного искусства, «Решающий момент» — это первая его публикация.

Переговоры с Терьядом и издательством Simon & Schuster Publishing Анри Картье-Брессон начал еще в июне 1951 года. В это же время он начал разбирать свои архивы, отбирать фотографии, придумывать структуру книги. К марту 1952 года были готовы три предварительные копии. После просмотра одной из них, Анри Матисс создал следующую картину-обложку.

ffd

В конечном варианте в издание вошло 126 фотографий, датированных с 1932 по 1952 год. Изображения были выстроены хронологически и разделены на две части в соответствии с географическим местом съемок. Первый раздел состоял из фотографий, сделанных в западных странах в период с 1932 по 1947 год, а второй — из снимков из Китая, Индии, Индонезии и Ближнего Востока, где Картье-Брессон бывал в командировках с 1947 по 1952 год. По мнению Клеман Шеру, который был автором очерка по истории создания «Решающего момента», подобная структура книги отражает важное событие в жизни фотографа — образование Magnum Photos в 1947 году и последующее решение Анри Картье-Брессона посвятить себя фотожурналистике. Американский фотограф и теоретик Майнор Уайт полагает, что «..в ранних работах Брессона форма часто превалирует над содержанием» и «…это снимки человека, который больше погружен в свой внутренний мир и мало интересуется происходящим вокруг него», в то время как «…в зрелом периоде автор демонстрирует решительный интерес к происходящим событиям».

8170810-R3L8T8D-650-275BikeHCB

22 июля 1952 года книга ушла в печать тиражом 10 000 экземпляров (около 3 000 копий на французском и 7 000 на английском языках). Результаты были настолько выдающимися, что Уокер Эванс в своем обзоре в Нью-Йорк Таймс  написал, что книга обладает «потрясающим качеством».

Три месяца спустя издание получило одобрение всех критиков и утвердило Картье-Брессона в качестве одного из величайших фотографов своего времени. Удивительно, но несмотря на положительные отзывы и скромную цену в $ 12.50 книга продавалась довольно плохо. Например, в США с прилавков уходило не более 100 экземпляров в месяц, поэтому второе издание было отменено.

Даже при том, что время все расставило на свои места и определило место книги «Решающий момент» в одном ряду с важнейшими публикациями второй половины XX века, сам Картье-Брессон долгое время не давал разрешения на переиздание книги. После смерти мастера этим вопросом занялась Мартина Франк, его жена, которой после долгих переговоров с Фондом Анри Картье-Брессона, его дочерью и издательством Steidl удалось добиться разрешения на подготовку факсимильного издания.

Книга 2014 года будет сверстана по макету оригинала на английском и французском языках. Она абсолютно бесценна для нового поколения фотографов, которые еще не имели возможность познакомиться с работой Картье-Брессона. «„Американцы‟ Роберта Франка и „Решающий момент‟ Анри Картье-Брессона были опубликованы в течение нескольких лет в 1950-х годах, оба издания легли в основу современного печатания фотокниг», — говорит издатель Герхард Штайдль. «Когда вы просматриваете их, то невозможно не заметить, что дизайн, подборка фотографий и сама печать намного лучше большинства печатных книг на рынке даже спустя 60 лет. Мое намерение переиздать обе книги возникло из-за стремления проанализировать их содержание, узнать идеи фотографов. Я хотел в точности воспроизвести оригинальные макеты, чтобы следующие поколения могли позаимствовать этот прекрасный опыт книгопечатания  прошлого».

По материалам Time LightBox

(Visited 9 times, 1 visits today)



Оставить комментарий