Выставка «С широко открытыми глазами! 100 лет фотографии Leica». Интервью с куратором

В Доме фотографии Гамбурга до 11 января работает выставка «С широко открытыми глазами! 100 лет фотографии Leica». Наряду с работами Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Роберта Франка, Брюса Дэвидсона, Уильяма Кляйна, Уильяма Эгглстона, Рене Бурри, Брюса Гилдена и других мастеров, в экспозиции представлены уникальные документальные материалы и исторические экспонаты фототехники Leica. Куратор выставки, господин Ханс-Михаэль Коецл, сообщил подробности об этом событии корреспонденту LFI.

Eyes Wide Open 001

Как возникла концепция выставки?

Сначала основной отправной точкой был тот простой факт, что Leica празднует в 2014 году свое 100-летие. Известно, что в 1914 году, как раз перед Первой мировой войной, Оскар Барнак разработал основные функции Leica, обозначив ее как камеру «Lilliput». На выставке демонстрируются первые камеры, а также увеличители и проекторы, но, конечно, мы подразумеваем не только историю технологий. Для нас важно было посредством фотографии показать, что обогащение визуальной культуры в течение последнего столетия стало возможным благодаря камере Leica. Ключевой вопрос был поставлен так: действительно ли изобретение Leica, этой мобильной маленькой камеры, способно было привести к новому способу видения и появлению нового типа фотографии? Идея состояла в том, чтобы доказать эту теорию.

Eyes Wide Open 003

Какую стратегию вы использовали при выборе произведений для экспозиции?

Первый вопрос, который мы себе задавали — кто снимал Leica? Ведь есть имена, которые до сих пор не обязательно ассоциируются с Leica. Другим критерием была форма и эстетические качества работ. Мы отбирали фотографии с узнаваемой подписью, в которых прослеживается не только особый подход, но есть еще тематические и стилистические отличия. Подтверждением наших надежд стало создание фотографической истории Leica — выдающихся изображений, которые подчеркивают особую ценность этой системы камер. Leica — небольшая, удобная, неброская камера, позволяющая быстро делать снимки. Это должно было произвести к новому типу фотографии. Мы хотим, чтобы выставка ясно подтвержадала этот факт. Конечно, речь идет не только о выборе фотографий. Важна еще и возможность получить их оригиналы для выставки. Сегодня, когда фотографические аукционы бьют все рекорды, это просто подвиг. Без поддержки коллекционеров, таких как Франц Кристиан Гундлах, Кристиан Скрейн, Андреас Кауфман и Питер Коелн, невозможно было бы реализовать этот проект века.

Eyes Wide Open 002

Проводили ли вы еще какие-либо специальные исследования?

Результаты нескольких месяцев работы по оцифровке, сортировке инвентаризации в настоящее время представлены в штаб-квартире компании в Leica Camera AG в Вецларе. Гюнтер Остерлох и его команда проделали невероятный труд. Архивы, в основном, содержат фотоаппараты и аксессуары, журналы, специализированную литературу, книги и исторические записи компании. Книги доставки хранятся с 1925 года и представляют собой ценный ресурс. Некоторые из этих раритетов являются частью экспозиции, к примеру, самое первое «Руководство пользователя».

Какие фрагменты экспозиции особенно важны для вас?

Мы намеренно обратили внимание на ту часть истории фотографии, которая, на сегодняшний день, была представлена и обсуждена только в исключительных обстоятельствах. Что мы знаем об испанской или португальской фотографии 1950 — 1960-х годов? Несмотря на политические ограничения клубы Leica существовали и в этих странах. Их члены были хорошо осведомлены о событиях в фотографии по всему миру и, поэтому, смогли увязать национальные темы с современной образностью и уникальной точкой зрения. Я имею в виду таких фотографов, как Рамон Масатс, Рикард Терре и Жерар Кастелло-Лопес — фотографов Leica первого эшелона, которые, вероятно, никогда раньше не выставлялись в нашей стране. Британская фотография 1950 — 1960-х годов: работы фотографов Джона Балмера и Хамфри Спендера способны удивить многих.

Хорошая фотография Leica — это всегда сплав формы, эмоций, эстетики, смелости, любопытства, участия и интереса — в буквальном смысле.

Для меня такой фотограф, как Брюс Дэвидсон, является идеальным воплощением этих принципов. Он — политический фотограф, который, в дополнение к высказыванию, ищет и успешно занимается эстетическими формальными проблемами. Его очерк о молодежных бандитских группировках Нью-Йорка является, на мой взгляд, кульминацией в современной истории медиа, и, опять же, он снят камерой Leica — с близкого расстояния и без вмешательства. Конечно, я по-прежнему считаю Рене Бурри с его альбомом «The Germans» и, безусловно, Роберта Франка с его альбомом «The Americans», выдающимися фотографами и законодателями стиля.

Спасибо, что нашли для нас время, Ханс-Михаэль!

via The Leica Camera Blog

(Visited 96 times, 1 visits today)



Оставить комментарий