Энди Сидденс. Стамбул через видоискатель Leica M Monochrom

Энди Сидденс родился в Ньюкасле на северо-востоке Англии в конце 1960-х. Поработав некоторое время в сфере информационных технологий, он перебрался в Париж, где сейчас работает фотографом, параллельно повышая свою квалификацию в Открытом университете искусств (Барнсли, Англия). Работы Сидденса были опубликованы в таких журналах, как Classic Rock и Q. Энди поделился с нами историей своего путешествия в Стамбул, которое он, взяв с собой камеру Leica M Monochrom, совершил в качестве лиценциата Королевского фотографического общества. 

Andy Siddens Leica 008

Расскажите, пожалуйста, что нового произошло с момента вашей последней публикации в The Leica Camera Blog в мае 2011-го?

Это был очень напряженный период в моей жизни. В прошлом году я переехал в Париж и получил здесь такой заряд вдохновения, что пришлось основательно пересмотреть график съемок.
Я был очень рад, когда в мае 2012 года мне присудили звание лиценциата Королевского фотографического общества (LRPS), и я чрезвычайно горжусь этим званием. Любому человеку приятна высокая оценка его работы. Награда окончательно убедила меня в том, что я на правильном пути. Раньше у меня не хватало духа называть себя фотографом – в собственных глазах я был просто одним из тех, кто более или менее умеет фотографировать. Возможно, это был поворотный момент в моей жизни.
Сейчас я прохожу программу бакалавриата в области фотографии в Открытом университете искусств (несмотря на то, что мне уже 46!) и надеюсь получить диплом бакалавра с отличием. Мое обучение продвигается довольно успешно, и ближайший университетский курс будет посвящен истории искусства. Смысл этого курса – изучение работ мастеров живописи, архитектуры и скульптуры и использование в фотографии некоторых универсальных методов их творчества. Меня ждет таинственный мир барокко! Я совмещаю учебу с работой по специальности, расширяя свое портфолио; кроме того, я недавно начал преподавать базовый курс фотографии всем желающим. Что касается моих планов на оставшуюся часть 2014 года, у меня есть очень интересные задумки. Мне предложили летом сделать выставку в Лионе, а также проиллюстрировать поэтический сборник.

Andy Siddens Leica 011

Поздравляем вас с присуждением звания лиценциата Королевского фотографического общества! Вы сказали, что присвоение этого звания стало для вас поворотным моментом. Каким образом это помогло вам осознать себя в качестве фотографа?

Присвоение мне звания убедило меня в том, что мои работы достигли какого-то определенного уровня. Это как получение водительских прав – появляется уверенность в себе, ты уже не боишься, что не справишься. Я не могу детально объяснить, почему у меня появилась эта уверенность; видимо, я так устроен. Тем не менее, как и в случае с водительским удостоверением, присвоение этого звания не предполагает выдачи на руки каких-то карт или маршрутов движения. Выбор, как и раньше, за мной. Но теперь я знаю, что могу по крайней мере смело запускать двигатель и ехать. По какой дороге? Не имею понятия, по любой! А куда я в конце концов доеду, вы узнаете из моих фотографий.

Как бы вы описали ваши работы?

Мои фотографии – это, вне всякого сомнения, отражение моих чувств. Я стараюсь делать снимки, которые показывают мое видение окружающей жизни. Хотя при выборе сюжета я руководствуюсь в основном разумом, а не чувствами, последние, безусловно, влияют на то, в каком ключе этот сюжет будет снят. Некоторые мои фотографии полны жизни, другие более отстраненны, их смысловое наполнение не столь очевидно.

Andy Siddens Leica 001

Вы сняли стамбульскую серию камерой Leica M Monochrom. Какие объективы вы использовали, и почему для поездки в Стамбул выбрали именно Monochrom?

При съемках в Стамбуле я пользовался преимущественно 50-мм объективом. Я люблю это фокусное расстояние. Оно достаточно для большинства объектов съемки и позволяет фотографу путешествовать налегке. Еще я брал с собой 21-мм объектив, но доставал его из сейфа гостиничного номера всего несколько раз, отправляясь на съемки в мечети. Наверняка у вас случались ситуации, когда вы встречали отличный сюжет для снимка, но с сожалением проходили мимо, так как считали, что фокусное расстояние вашего объектива не позволит сделать качественный снимок. Но ведь при творческом подходе такую ситуацию можно обратить в свою пользу и в результате получить нетривиальную фотографию.

Andy Siddens Leica 13

Выбор камеры Leica M Monochrom объясняется просто: это моя основная рабочая камера. Съемки в этом сказочном, купающемся в солнечном свете городе с его таинственными тенями невероятно обогатили мой опыт. Высококонтрастные сцены дали мне возможность по-настоящему разобраться в тонкостях экспозамера. Чтобы правильно выставить экспозицию, следует ориентироваться на светодиодную индикацию в видоискателе камеры (два треугольных светодиода вместе с центральным круглым светодиодом).
Я стараюсь подходить к экспозамеру как к совершенно самостоятельному этапу съемочного процесса. С Leica M Monochrom в этом плане все очень просто: выбираете какой-либо объект сцены в качестве среднесерого тона, наводите на него камеру и в зависимости от того, какой индикатор горит в видоискателе – «>» или «<» – поворачиваете кольцо диафрагмы или барабан выдержки в направлении, указанном стрелкой. Вот и все.
Еще одна ключевая характеристика M Monochrom, предопределившая мой выбор, – отсутствие цвета. Мне не надо каждый раз принимать решения о том, каким должен быть будущий снимок – цветным или черно-белым. Для моего стиля съемки это существенное преимущество.
Почему именно 50-мм объектив? Ведь большинство фоторепортеров и стрит-фотографов отдают предпочтение 35-мм или 28-мм объективам. Все дело в стиле съемки? Мне нравится 50-мм объектив. Я считаю его угол обзора наиболее естественным. Он показывает то, что видит человеческий глаз, отсекая периферийное зрение. Это очень помогает при визуализации образа. С технической точки зрения 50-мм объектив позволяет более избирательно расставлять акценты. Он обеспечивает меньшую, по сравнению с более широкоугольными объективами, глубину резкости. Не стоит забывать и об экспозамере: вы можете более точно совместить центральный датчик с той частью объекта съемки, по которой собираетесь произвести замер. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем большая площадь объекта будет перекрываться центральным датчиком камеры.

Конечно, если ваша цель – создание черно-белых изображений выдающегося качества, выбор камеры Leica M Monochrom вполне оправдан. Однако Стамбул – один из самых красочных городов мира. Не возникало ли у вас чувства, что черно-белая камера ограничивает ваши возможности? И еще. Как вы думаете, выбор черно-белого носителя как-то повлиял на ваш стиль и методы съемки в этом удивительном и легендарном городе?

До того как я стал владельцем Leica M Monochrom, практически все мои фотографии были сделаны камерой М9 и затем преобразованы в черно-белый формат. Случаи, когда я снял какой-нибудь сюжет и решил оставить фотографию цветной, были очень редки. Так что – нет, я не чувствовал никаких ограничений. Черно-белая фотография позволяет передать дух места; цвет для этого не нужен. Яркий солнечный свет в Стамбуле создает великолепные глубокие тени, и такой характер освещения идеально подходит для монохромной фотографии, так что мне не пришлось менять подход к съемке. Правда, учитывая высокий контраст снимаемых сцен, я обращал особое внимание на то, чтобы не получить на изображениях «выбитые» света.

Andy Siddens Leica 017

Что привело вас в Стамбул?

Кофе по-турецки.

Да, турецкий кофе – это отличный повод для поездки в Стамбул, однако в нем очень много кофеина, и он сильно возбуждает. Это не повлияло на съемку с рук на длинных выдержках? Есть ли в вашем стамбульском портфолио фотографии, снятые с помощью штатива?

Ну, к счастью, как я уже говорил, летом в Стамбуле очень ярко светит солнце, а я обычно использую открытые диафрагмы, так что выдержки получались не длиннее 1/1000 секунды. Как вы понимаете, при таких значениях выдержек дрожание рук, вызванное употреблением крепкого кофе, – не проблема. Вот если я когда-нибудь буду фотографировать зимой на Северном полюсе, то мне, наверное, придется воспользоваться штативом или же пить кофе без кофеина.
Ни разу в Стамбуле я не воспользовался штативом. А вот здесь, в Париже, я недавно снимал со штативом; я всегда использую его при съемке портретов. Вообще говоря, искусство портретной съемки состоит в том, чтобы установить камеру на штатив, выставить свет, скомпоновать кадр и замерить экспозицию, а потом – просто держать палец на кнопке спуска и ловить момент.

Andy Siddens Leica 002

На фотографии выше мы видим внутренний двор мечети, стоящей на месте византийского дворца, и оттого производящий огромное впечатление размахом и сложностью архитектуры; вертикальный формат снимка позволяет передать ощущение простора; кажется, что купола парят в небе. Какие чувства вы пытались передать с помощью этого снимка?

Все фотографии, снятые в Голубой мечети, были сделаны с помощью 21-мм объектива, который я брал с собой в Стамбул специально для таких сюжетов, в том числе конкретно для работы в этой мечети. Я пытался передать грандиозность постройки, показав одновременно свет, льющийся с огромной высоты, и маленькие фигурки людей внизу. Для этого фокусного расстояния характерен настолько большой угол обзора, что объектив буквально «растягивает» пространство. Эта мечеть огромна и необычайно красива, но, скажу без ложной скромности, я думаю, что мне удалось добавить ей еще немного красоты и величия.

Andy Siddens Leica 009

На переднем плане этой динамичной фотографии мы видим размытые фигуры двух людей с поднятыми руками на фоне типичного приморского городского пейзажа. Хотя детали на заднем плане отличаются безупречной четкостью, изображение удвоено, почти как при двойной экспозиции, и в целом снимок производит весьма загадочное впечатление. Объясните, что происходит на фотографии и почему вы включили ее в ваше стамбульское портфолио?

Я включил этот снимок в стамбульскую серию потому, что мне была необходима фотография городского ландшафта, а этот снимок, на мой взгляд, лучше всего отвечал этому требованию. Фотография была сделана на смотровой площадке Галатской башни, откуда открывается прекрасный вид на город. Но стандартный городской пейзаж меня мало волнует, поэтому я решил добавить снимку толику загадочности. Я попытался снять фотографию, глядя на которую, зрители задавались бы вопросом: «Что здесь происходит?». Я повернулся спиной к людям, которые изображены на снимке, и снял их отражение в оконном стекле. В это время они начали махать руками и закольцевали композицию – получилось, что отражения машут другим отражениям.  

Что вы можете сказать о ваших творческих планах, скажем, на ближайшие три года? Планируете ли вы вплотную заняться такими жанрами, как ландшафтная, архитектурная или абстрактная художественная фотография, ведь вы успели поработать в каждом из них?

Это интересный вопрос, и мне отрадно слышать, что вы использовали термин «абстрактная художественная фотография». Думаю, это то, что мне ближе всего. Конечно, я попытаюсь сделать что-то новое в этом плане. Недавно я экспериментировал с баритовыми отпечатками: подсвечивал их с помощью софтбокса и повторно фотографировал – так что в итоге получалась фотография фотографии. Да, безусловно, происходит некоторая потеря качества, однако этот процесс позволяет органично добавить к исходному изображению некоторые совершенно замечательные нюансы. Например, становится видна структура бумаги, на которой было напечатано исходное изображение, или появляются неожиданные отражения каких-то предметов в комнате, в которой происходит съемка, а также другие любопытные эффекты.
Понятно, что сегодня фотографии смотрят в основном в интернете, социальных сетях и т. д., но я бы хотел в качестве конечного результата своей работы иметь теплый баритовый отпечаток, который мог бы показать людям. Это то, к чему я стремлюсь. Мне повезло: я получил предложение сделать выставку своих работ в Лионе в конце этого года, и я с нетерпением жду того момента, когда фотографии оформят для выставки и представят на суд зрителей. И с еще большим нетерпением я жду реакции тех, кто придет на них посмотреть.
Много времени и сил в ближайшие три года потребуется для завершения обучения и получения степени бакалавра фотографии. Кроме того, я хочу поэкспериментировать с использованием в кадре искусственного света. В этом плане мне очень импонирует стиль съемки Грегори Крюдсона – с тщательным выстраиванием сцены, с привлечением актеров: он создает в каждом кадре целый фильм. Его работы грандиозны, и я хотел бы попробовать сделать что-то подобное, хотя, конечно, в гораздо более скромных масштабах. Да, именно так. Это мой путь.

Спасибо, что нашли для нас время, Энди!

via The Leica Camera Blog

(Visited 8 times, 1 visits today)



Оставить комментарий