Великая Отечественная война в объективе Лейки советского фотокорреспондента «Правды» Александра Устинова

Alexandr Ustinov 021

Доблесть и смелость военных фотографов равнозначна солдатским заслугам. Плечом к плечу с рядовыми армии, фотокорреспондентам приходилось и, к сожалению, приходится до сих пор рисковать жизнью ради одного единственного кадра. Знаменитым советским корреспондентам, запечатлевшим для потомков события Великой Отечественной войны, была посвящена наша публикация к 68-й годовщине со дня Победы в 2013 году. Сегодня, накануне чествования ветеранов в очередной, 69 День Победы, мы хотим рассказать вам об одном из военных фотографов — Александре Васильевиче Устинове, а также о его фотоаппарате, вместе с которым он прошел всю войну — камере Leica III 1939 года выпуска.  В 2014 году исполняется 105 лет со дня рождения Александра Устинова, а его Лейке — 75 лет!

Александр Васильевич Устинов родился 16 июня 1909 года в Москве. Его родители были из крестьян. Закончив семилетнюю школу, стал пробовать себя в разных рабочих специальностях — был подмастерьем у слесаря, упаковщиком, осветителем на кинофабрике. В 1930 году поступил на операторский факультет института Кинематографии. Окончив 4 курса, увлекся фотографией и стал сотрудничать с прессой. Его снимки в середине 1930-х годов публиковали газеты «Гудок», «Машиностроение», «Красная звезда», «Иллюстрированная газета», журнал «Огонёк». В 1938 году по заданию «Огонька» он снял свой первый, ставший впоследствии знаменитым, фоторепортаж об экипаже самолета «Родина», совершившего беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. Экипаж был женский: летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова. В 1939 году Устинов стал штатным фоторепортером газеты «Красная Звезда», снимал на Финской войне. В 1941-1945 годах Александр Устинов — военный фотокорреспондент газеты «Правда».

«В годы войны редкий номер „Правды“ выходил без снимков и репортажей Александра Устинова. Его фронтовая биография, начавшаяся репортажем из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, продолжилась командировками на все фронты, где шли главные сражения войны, а закончилась снимками встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и Дня Победы на Красной площади в Москве, — сообщает фотожурналист Юрий Садовников. — Фотограф „Правды“ должен был уметь делать все сам: проявлять, печатать в любых условиях. Уметь передать снимки по „бильду“ — фототелеграфу, который часто приходилось таскать с собой по поездам и самолетам в тяжеленном чемодане, ибо редакция всегда экономила на фототелеграфисте, особенно в зарубежных командировках. Вот и сгодилась фронтовая школа, когда Устинов возил с собой в вещмешке два проявочных бачка и две бутылки с растворами. Посмотрите на фотографию 1943 года, где на фоне „эмки“ и деревенских кур Устинов творит очередной фронтовой фоторепортаж. Сколько же их было, и не только военных».

Alexandr Ustinov 011

«19 июня я вернулся из командировки в Москву, — пишет в своих мемуарах Александр Васильевич Устинов. — В воскресенье 22-го утром пошли с женой в магазин, сделали нужные покупки. Вернулись домой в приподнятом настроении и сели пить чай. В полдень по радио сообщили, что в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы… Правительственное сообщение заканчивалось словами: „Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами“. Настал час суровых испытаний для нашей Родины. Фашистские самолеты бомбили Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие города. Вражеские полчища перешли наши западные границы и продвигались в глубь страны».

Теперь, много лет спустя, трудно объяснить, насколько сразу изменилась жизнь для нас, занятых мирным трудом и уже видящих, ощущающих результаты этого созидательного труда. Страна надела военную форму. Александр Устинов

Александр Васильевич Устинов фотографировал военную Москву, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями. В 1948 году на выставке «Великая Отечественная война в художественной фотографии» был удостоен диплома I степени. Фотокорреспондентом газеты «Правда» он проработал почти 55 лет вплоть до 1995 года. С 1950-х годов Устинов являлся официальным фотографом Кремля. Его работы отмечены множеством наград и дипломов.

Alexandr Ustinov 022

Самолет Юнкерс Ю-88 был сбит 25 июля 1941 г. летчиками 3-го истребительного авиакорпуса около Истры и совершил вынужденную посадку на поляну. Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве. Фото Александра Устинова

События Великой Отечественной войны Александр Васильевич Устинов запечатлел на камеру Leica III 1939 года выпуска. В его распоряжении были штатные объективы Leitz Elmar 35 мм f/3.5 1930 года, Leitz Elmar 90 мм f/4 1931 года, Leitz Summar 50 мм f/2 1935 года, а также фотоувеличитель Leitz Fokomat I 1940 года. Сейчас полный комплект этой фототехники находится в частной коллекции российского фотографа Якова Титова.

Alexandr Ustinov 002

«Александр Устинов был человеком крайне аккуратным, — рассказывает Яков Титов. — Состояние камеры и объективов изумительное, практически идеальное и полностью рабочее. Возникает даже ощущение, словно они только что выпущены. Фотоувеличителем я тоже до сих пор пользуюсь. Такой дорогостоящий по тем, да и по нынешним временам комплект могла позволить себе только одна газета в СССР — „Правда“. Сменные объективы были очень редкими и дорогими. Для справки: стоимость комплекта Leica III с объективом Elmar 3,5/50 в СССР в тридцатые годы была сопоставима с ценой легкового автомобиля.

Великую Отечественную войну снимали разными камерами, в основном — широкоформатными. Пользоваться 35 мм фотоаппаратами могли себе позволить только фотокорреспонденты ведущих газет. Лучшие из лучших получали Leica. Этими камерами снимали в „Правде и в „Известиях“.

Механизм Лейки прошлых лет устроен так, что эту камеру с помощью пары отверток в полевых условиях можно легко разобрать самому, провести профилактику и даже, обладая определенной усидчивостью, отремонтировать. В том числе поэтому Лейка, в отличие от других 35 мм камер, всегда была востребована фотографами и эту историю выиграла. Как тогда фотографировали  — это отдельная тема. Пленку очень экономили. Снимали кадр к кадру. Полноценный репортаж делался на одной пленке, а то и на половинке: отрезали кусочек от рулона и проявляли его. Поскольку я давно занимаюсь коллекционированием, мне было любопытно, что этой Лейкой было снято. Устинов был с ней на всех фронтах. В том числе этой камерой он снимал Сталина. В американской кинохронике „Встреча на Эльбе“ мелькает кадр, где Устинов, среди наших офицеров, идет с Лейкой. Он один из старейших репортеров СССР, некоторое время был личным фотографом Хрущева».

Alexandr Ustinov 023

Потсдамская конференция с участием руководства трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне проходила с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Потсдам, Германия, 1945 г. Фото Александра Устинова

«Комплект фототехники Александра Устинова мне передала его единственная дочь Нинель, с которой я случайно познакомился на одном вечере, — продолжает историю Яков Титов. — Увидев у меня на шее Лейку, она воскликнула, что у ее отца была такая же. Мы разговорились и выяснилось, что оборудование, доставшееся ей в наследство, она собирается выставить на продажу. Узнав, что скорее всего комплект может по частям попасть в разные руки, она спросила меня: „А вы будете этой камерой снимать?“ Я ответил: „Буду!“ Тогда Нинель Александровна тут же согласилась отдать мне полный комплект за ту небольшую сумму, которая у меня на тот момент была. Я до сих пор фотографирую камерой Устинова, рассказываю о нем и, таким образом, „отрабатываю“ доброе ко мне отношение его дочери».

В настоящее время Лейка Александра Устинова экспонируется на выставке «Форпост военных корреспондентов», которая открыта в московской Галерее Классической Фотографии до 1 июня 2014 года.

Подготовила материал и сделала снимки камеры Юлия Митич

(Visited 67 times, 1 visits today)



Оставить комментарий