Александр Лапин. «Ускользающее время»

В рамках Десятого московского международного месяца фотографии «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет ретроспективу Александра Лапина, известного фотографа, теоретика фотографии и педагога. Выставка «Ускользающее время» откроется в Центральном выставочном зале «Манеж» 2 апреля и продлится до 9 мая. Многие из работ фотографа будут показаны впервые.

Александр Иосифович Лапин был фотографом-самоучкой. Любовью к фотографии он заразился еще в детстве, наблюдая за колдовством над пленками одного из соседей по коммунальной квартире. В 24 года Александр Лапин бросил Московский физико-технический институт и окончательно решил заниматься фотографией. В своей краткой автобиографии фотограф признается, что в тот период «фотографий-то у меня и не было. Ни одной. И ничего я в этом не понимал».

Только спустя несколько лет ему удалось познакомиться с работами Анри Картье-Брессона, Юджина Смита, Андре Кертеша, которые и стали его учителями. В 1985 году в Московском горкоме художников-графиков состоялась его первая персональная выставка. С конца 1970-х годов, то есть более тридцати лет он преподавал фотографию  в Заочном народном университете искусств, потом в организованной им студии художественной фотографии при Доме культуры МГУ, затем на факультете журналистики МГУ и, наконец, в известной Школе Лапина. Учениками Александра Лапина были Игорь Мухин, Геннадий Бодров, Александр Сорин, Павел Смертин, Эмиль Гатауллин, Дмитрий Костюков и многие другие.

А.И. Лапин. Стена, начало 1980-х гг.

Организаторы выставки «Ускользающее время» отмечают, что за долгие годы преподавания, Александр Лапин разработал курс лекций, в котором основное внимание уделялось композиции, хотя сам фотограф неоднократно говорил: «Любое творчество — это нарушение всяческих правил». Самым важным для него было научить доверять своей интуиции при выборе кадров: «Я думаю, что даже гениальный Брессон не мог все учитывать в момент съемки. Все происходило потом, когда он из десятков отснятых кадров мог выбрать один, а мог и не выбрать ни одного. Творчество фотографа не заканчивается в момент нажатия на кнопку, а только начинается. Самый трудный творческий процесс — осмысление того, что снято. Здесь вот важна культура, вкус, понимание и талант».

Александр Лапин – автор двух книг-бестселлеров по теории черно-белой фотографии «Фотография как…» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом». Фотограф всегда обращал внимание, что «…разница между натюрмортом и репортажем не так велика, как это принято считать. Правда, люди имеют обыкновение все время куда-то двигаться, а предметы притворяются неживыми». Его работы находятся в коллекциях ГМИИ имени Пушкина, вашингтонской галереи Corcoran, Музея изящных искусств Бостона и других.

(Visited 17 times, 1 visits today)



Оставить комментарий