Максим Мармур. «Фотокамера — это твоя уверенность в качестве работы»

Друзья, мы продолжаем публикацию интервью с российским фотографом Максимом Мармуром. В первой части продолжительной беседы, опубликованной нами накануне, Максим рассказал о своем почти 20-летнем опыте работы фотожурналистом и съемках в зонах военных конфликтов для передовых газет и агентств AP и AFP. Сегодня речь пойдет об особенностях студийной фотосъемки. В 2010 году, открыв собственную фотостудию, Максим стал заниматься рекламной и художественной фотографией. Среди его заказчиков – журналы GQ, Vogue, Geo, Time, «Вокруг Света»; компании Samsung, «Орион Мальта» и другие. Максим Мармур снял портреты многих российских и зарубежных политиков и деятелей культуры. С 2014 года он стал официальным послом Leica в России. Завершая разговор, фотограф поделился своими творческими планами в связи с этой новой для него миссией.

Maxim Marmur 012

Каким образом в вашей работе произошел переход от фотожурналистики к студийной работе?

Отработав 20 лет профессиональным фотожурналистом, я пришел на съемку в студию и понял, что мне нужно начинать все сначала. Научившись работать в студии со светом, стал иначе снимать репортаж, поскольку стал видеть более тонко все нюансы освещения, как естественного, так и студийного – одно без другого не существует. Когда поймешь, как функционирует тот или иной световой прибор, то приступая к репортажной съемке, обнаруживаешь, что свет становится тебе более «подвластен». Поэтому работа в студии очень помогла мне: я вижу, что прогрессирую как репортажный фотограф в том числе. Не так много найдется фотографов-универсалов, которые могут одинаково хорошо выполнить и тот, и другой вид съемки. У некоторых редакторов глянцевых журналов вообще бытует мнение, будто фотографы бывают «мужские» и «женские». На самом деле профессионалу без разницы, кого снимать. Покажите, что вы хотите, – я это сделаю. Рекламная съемка, по сути, не является местом для проявления творческих амбиций, ты должен реализовать то, что от тебя ожидает заказчик. Хороший фотограф должен уметь выполнять разные требования, а помешать этому может только лень, недостаток фотографического образования или отсутствие желания работать. Получается, как в анекдоте: муж сказал любовнице, что у жены; жене, что у любовницы; а сам – работать, работать, работать.

В своем видеоинтервью вы сравнили студию с 3D-модулятором. Как организован ваш рабочий день в студии? Сколько времени, к примеру, обычно занимает съемка, как много вы делаете дублей?

Когда ты снимаешь собственный творческий проект, то сам руководишь рабочим процессом. На рекламных съемках все утверждено заранее: сначала ты получаешь техническое задание, изучаешь, вычисляешь смету, утверждаешь у клиента. Начинается подготовка моделей и пространства студии к съемке. Когда реализуешь коммерческий заказ, то находишься во власти клиента и продолжаешь снимать до тех пор, пока заказчик не будет удовлетворен. Иногда это случается уже после первого кадра. А бывает и так, что в процесс съемки вносятся коррективы; ты обнаруживаешь, что то, что было заранее придумано, реализовать не получится. Тогда начинаешь экспериментировать на ходу.

Вы используете среднеформатную Leica S в студии, Leica M9 и Leica M Monochrom — на пленере. Насколько широкий спектр задач может реализовать фотограф, имея в своем арсенале эти камеры?

На этот вопрос ответ короткий – фотограф может реализовать всё, за исключением каких-то очень специальных задач.

Maxim-Marmur-010

Какие качества Leica S и других моделей Leica для вас особенно важны?

В Leica S очень важно то, что она может работать с центральным затвором со вспышкой на коротких выдержках. Я могу в яркий солнечный день снимать на улице со студийным светом. Эргономика Leica S так здорово продумана, что ты работаешь со средним форматом точно таким же образом, как с 35 мм камерой. Такой комфорт в работе очень важен. Я все больше люблю Leica S за ее универсальность.
Плюсы других моделей Leica — это легкость, компактность, надежность. С этой камерой ты совершенно незаметен, тебя не слышно, тебя просто никто не воспринимает всерьез. Лейка – это камера, которую нужно понять, у нее своя собственная философия фотографии. Когда у тебя в кармане лежит Лейка, ты не только снимать, даже жить начинаешь немного по-другому.

Вы сняли портреты многих известных россиян. Как реагируют на свои портреты в вашем исполнении сами герои?

Реагируют по-разному! Как правило, результат всем очень-очень нравится. При этом на фотосессии часто приходится «ломать» стереотипы. Наши звезды ведь четко знают, с какой стороны, при каком ракурсе они лучше выглядят, в какой позе смотрятся наиболее выигрышно. Как только ты пытаешься поменять эти представления, на тебя начинают смотреть, как не пойми на кого. И если ты умеешь «сыграть на равных», продемонстрировав свое мастерство, то процесс и итог съемки получается совершенно иным. К примеру, снимал я Дуню Смирнову для рубрики «Человек года» журнала GQ. Войдя в студию, она сказала: «Здравствуйте, я Дуня. Должна сразу признаться – модель я не очень…» Откровенность за откровенность: «Знаете, фотограф я тоже не очень…» Мы оба посмеялись, и она ушла на макияж. Вернулась в белом платье, я нажал на кнопку. Дуня посмотрела и молвила: «Ну, Шэрон Стоун прям!» Увидев следующий снимок, Дуня воскликнула: «Клево, но это не я. Это какая-то красивая другая баба!» Я возразил, что вижу ее именно так. «Нет, давайте снимем меня», — потребовала Дуня. Я соглашаюсь и предлагаю ей изобразить, как она себя представляет. Дуня села, закинула ногу на ногу, скукожилась в кресле; я нажал на кнопку. Увидев снимок, подтвердила: «Вот это я!» «Это не вы», — говорю. Дуня внимательно посмотрела на меня и дальше спорить не стала. Четко отработав то, что требовалось, мы получили этот вариант картинки.
Вячеслава Зайцева кто как только не фотографировал. Известие о фотосессии с ним как всегда пришло в пятницу после обеда. Подумав, я решил: «Слава Зайцев! Мне нужны четыре зайца – два белых, два черных». Благодаря настоящему продюсеру Насте в понедельник с утра они у меня были. Приехав заранее в дом моделей Зайцева, я нашел там две белых колонны и совершенно белый стул. И стал ждать Славу. Маэстро приехал в бело-черном наряде. Когда я его увидел, то воскликнул, что все совпало целиком и полностью. Так бывает!
Тимура Бекмамбетова решили снимать на 26-м этаже гостиницы «Украина», поскольку нужна была Москва на заднем плане. Был сильный ветер, съемка происходила в короткие промежутки времени, когда переставал идти дождь. Бекмамбетову пришлось стоять на этой высоте на полуметровом парапете. За всю съемку мы обменялись минимумом слов. Но он нам доверял, выполнял все требования, понимая, что работает команда профессионалов. Результатом остался очень доволен.

Процесс отбора снимков является довольно непростым для многих фотографов. Привлекаете ли вы на этом этапе работы кого-нибудь в помощь?

Я привлекаю бильд-редактора в лице самого себя. Опять же, я научился отключаться. И когда у меня не получается сразу отвлечься от того, что я переживал на съемке, я даю фотографиям время «отлежаться». Через пару дней или больше процесс выбора становится более простым. Конечно, редактировать самого себя гораздо сложнее, чем другого человека.

Как вам удается оставаться критичным в оценке своих работ?

Это сидит глубоко внутри тебя: неудовлетворенность тем, что ты делаешь. Как только ты удовлетворен своей работой, пора собираться, мыться в душе, надевать белые одежды и ложиться в деревянный ящик. Если же ты возвращаешься со съемки неудовлетворенный, значит у тебя все в порядке. Ты понимаешь, что мог сделать еще лучше, но не сделал этого в силу определенных причин: тебе не хотелось спорить с продюсером в очередной раз; не получилось переступить собственную лень; не удалось в очередной раз переломить лень своего ассистента, который лишний раз не хотел подвинуть на полметра тяжелый светильник; тебе хотелось еще продолжить работу, но герою фотографии нужно было бежать на очередную встречу. Поэтому элемент неудовлетворенности всегда остается. И тут, кстати, очень многое сыграл опыт работы в новостной фотографии. В 20 лет, когда я только начинал заниматься журналистикой и видел в газете на первой полосе свои фотографии, над которыми вчера чуть не убился, а теперь в эту газету завернута селедка, то это крайне расстраивало. Со временем пришло понимание: то, что делал вчера, сегодня ты можешь забыть. Нужно смотреть вперед, смотреть на то, что тебе нужно сделать завтра.

Maxim Marmur 001

В этом году у вас появилась новая миссия: теперь вы «посол» Лейки в России. Можете поделиться своими творческими планами в этой связи?

В планах — развеять миф о том, что Leica S очень дорогая и элитарная система. Прежде всего — это первоклассный инструмент, который стоит ровно тех же денег, что и у компаний-конкурентов, но превосходит их по очень многим параметрам. Фотокамера — это твоя уверенность в качестве работы. Leica S очень удобная и эргономичная, она позволяет поддерживать высокий темп съемки, с которым ни одна другая среднеформатная камера не справится. Еще один фактор – долговечность камер и объективов Leica. Это важно, если подходить к покупке сточки зрения бизнесмена, который думает, насколько долгосрочны его вложения. Объективы Leica служат долго, а объективы других компаний при интенсивной эксплуатации через год-полтора могут выйти из строя. Таким образом, часто меняя объективы, ты в итоге вкладываешь ту же сумму, что потратил бы на оптику Leica.
Еще в планах сделать Leica Akademie полноценно функционирующей школой, в которой можно было бы не только научиться снимать камерами Leica, но и получить полное представление об искусстве фотографии, обо всех ее направлениях, об истории фотографии. А моя глобальная цель, в том числе и как посла Лейки, поднять общий уровень визуальной культуры россиян.

Valery-Latypov-01

Максим, спасибо, что нашли для нас время! Благодарим вас за интересный содержательный рассказ и желаем вам творческих удач!

Провела беседу и подготовила материал Юлия Митич.

(Visited 374 times, 1 visits today)



2 комментария к записи
«Максим Мармур. «Фотокамера — это твоя уверенность в качестве работы»»

  1. Александр Гращенков:

    Фраза, которая выдает настоящего художника: «Это сидит глубоко внутри тебя: неудовлетворенность тем, что ты делаешь». Творческих мук и побед над ленью!

  2. Максим Мармур:

    Александр, спасибо!

Оставить комментарий