Фотографы агентства Magnum в Москве. Дэвид Хёрн и Крис Стил-Перкинс показывают Англию.

Сегодня в рамках Фотобиеннале-2014 в МАММе открылись выставки двух фотографов агентства Magnum. В этом году в Москве можно увидеть работы из проектов «Англия, моя Англия» Криса Стил-Перкинса и «Земля моего отца» Дэвида Хёрна. Эти серии уже хорошо известны, в том числе благодаря одноименным фотоальбомам, изданным в 2009 и в 2000 годах соответственно. Как заметила директор МАММа Ольга Свиблова на пресс-конференции 12 марта, обе серии отличает «…чувство дистанции и специфически британский юмор».

И Крис Стил-Перкинс, и Дэвид Хёрн уже давно стали классиками репортажной фотографии. Их объединяет и другое обстоятельство: свои лучшие серии оба фотографа сняли на Leica. У Ольги Свибловой на этот счет есть свое мнение: «Leica – магический предмет. Многие люди, к которым однажды в руки попала эта камера, превращаются в фотографов. Есть два фактора, которые обычно толкают людей к фотографии: путешествие и Leica в руке». Отметим также, что Крис Стил-Перкинс лично присутствовал на открытии своей экспозиции.

Хёрн родился в 1934 году в Англии, но отец его был валлийцем. Очевидно, это сыграло важную роль в жизни фотографа: «Мой отец и все предки по его линии родились и жили в Уэльсе. А я по стечению обстоятельств родился в Англии. Меня быстро вернули в родительский дом, в Южный Уэльс, но этот призрак — „родился в Англии“ — постоянно преследует меня. Эта двойственность подтолкнула меня к тому, чтобы попытаться понять собственную культуру. Понять свое место в этой стране [Уэльсе], свои отношения с земляками. Когда исследуешь жизнь, нужно следовать за фактами, куда бы они тебя ни вели. Мой инструмент — фотография, а природа фотографии такова, что она постоянно регистрирует мир, навсегда уходящий в прошлое, и на его месте ты обнаруживаешь перед собой нечто новое».

Его серия «Земля моего отца» показывает изменения, произошедшие в Уэльсе за последние 20 лет. Экономика и культурная жизнь страны еще несколько десятков лет назад определялись сельским хозяйством и тяжелой промышленностью – добычей угля, стали и сланца. Ныне же большинство шахт и рудников закрыто, некоторые из них превратились в туристские диковинки, а первые позиции в экономике заняли новые отрасли — высокие технологии и производство компьютеров. В Уэльс проникли и другие неотъемлемые составляющие нашей цивилизации — фаст-фуд, телевидение, интернет. По фотографиям Хёрна можно проследить, как валлийский мир, «навсегда уходящий в прошлое», уступает место другому, современному Уэльсу.

Возможно, Крис Стил-Перкинс, как и Дэвид Хёрн, в юности тоже чувствовал некоторую неопределенность своего положения. Он родился в 1947 году в Рангуне в Бирме, но в раннем детстве отец увез его в Лондон, забрав у матери-бирманки. Документировать Англию и англичан фотограф начал в 1970-х годах, работая с фотоагентством Exit. Пополнять эту серию он продолжает до сих пор. «Англия, моя Англия» – личный взгляд фотографа, «захватывающая и уникальная мозаика» того, что, по мнению Стил-Перкинса, является подлинно английским. В его работах есть и абсурд, и юмор, насилие и одиночество, семейная жизнь и проблемы идентичности — темы, которые всегда занимали английских художников. Трагедия и комедия слиты здесь воедино. Но комедии в его работах всё же больше.

Когда его серия «Англия, моя Англия» была издана в виде альбома, критик Дэвид Эллиотт писал, что «…сила этой подборки снимков в том, что у них нет лейтмотива. В отличие от многих других книг об Англии и „английскости“, здесь нет претензии на объективность. Это непростительно личная Англия фотографа и красота этой серии в том, что она никогда не претендовала стать портретом страны; снимки „подсознательно“ накапливались в течение 40 лет, чтобы в конечном итоге быть отобранными в той последовательности, какую мы видим». Добавим, что в МАММе будут представлены самые яркие и важные кадры из серии, которые Крис Стил-Перкинс отобрал лично.

(Visited 12 times, 1 visits today)



Оставить комментарий