Беренис Эббот. Манифест о роли фотографии

Цели и задачи фотографии, а также способы ее использования в различных областях человеческой деятельности на сегодняшний день уже вполне четко определены. Однако в первой половине ХХ века, когда были сделаны фундаментальные открытия во многих областях науки, сопровождавшиеся техническим прогрессом, фотография еще только находила свое применение в научной и промышленной сфере. Весной 1939 года американский фотограф Беренис Эббот написала манифест, в котором изложила свои надежды на роль фотографии в деле популяризации современной науки среди сограждан. Этот документ был сформулирован по подсказке ее друга и наставника Чарльза Адамса, передового естествоиспытателя, возглавлявшего в ту пору Музей штата Нью-Йорк. Многие из постулатов, озвученных Беренис Эббот 75 лет назад, уже давно претворились в реальность; однако в целом ее манифест о роли фотографии звучит актуально и в ХХI веке.

Беренис Эббот родилась в 1898 году в городе Спрингфилд штата Огайо, США. В 23 года, еще не определившись с выбором профессии, Беренис отправилась в Париж, где стала работать ассистенткой Ман Рэя. Наблюдая за работой мастера, Беренис увлеклась фотографией и вскоре сама начала снимать. Благодаря Ман Рэю Эббот познакомилась с художественными кругами Парижа, в том числе и с фотографом Эженом Атже, который сыграл важную роль в ее жизни. В 1927 году она открыла собственную фотомастерскую и практиковалась в съемке портретов. Эббот позировали парижские знаменитости, к примеру, Жан Кокто, Андре Жид. В 1929 году фотограф вернулась в США, где начала работу над серией о Нью-Йорке. Этой теме Эббот посвятила десять лет, стараясь задокументировать архитектурный облик стремительно растущего мегаполиса. Результатом ее трудов явилось издание в 1939 году альбома «Меняющийся Нью-Йорк». В последующие два десятилетия Беренис Эббот занималась научной фотографией, превнеся в эту новую в те годы область новаторство и художественный талант. Объектами ее съемки стали физические и химические опыты. Для более глубокого понимания проходящего она посещала курсы химии. Самые важные работы Эббот в области научной фотографии относятся к концу 1950-х годов. В эти годы правительство США было обеспокоено отставанием в научном развитии молодых американцев от своих сверстников в Советском Союзе, запустившем в 1957-м на космическую орбиту первый искусственный спутник Земли. В США началось реформирование школьных учебных программ. В 1956 году при Массачусетском технологическом институте был создан Комитет по изучению физических наук. В марте 1958-го Комитет предложил Эббот подготовить серию фотоматериалов для своего ведущего проекта — нового школьного учебника по физике. За следующие два с половиной года Эббот, работая в институте, сделала свои лучшие фотографии, фиксирующие волновое движение и другие физические явления. В этот период Эббот разработала специальные приборы для фотографирования физических экспериментов. Манифест, составленный Беренис Эббот в 1939 году, неоднократно подкреплял ее портфолио научных фотографий. Итак, предлагаем вам познакомиться с этим историческим документом:

«Мы живем в мире, который сотворен наукой. Но мы — миллионы обывателей — не понимаем и не ценим то знание, которое определяет нашу повседневную жизнь.

Чтобы наука получила широкую, массовую поддержку — дабы исследовать эту обширную область еще глубже и покорить те области, которые пока остаются неисследованными, — науке нужен дружественный переводчик на язык обывателя.

Я думаю, что таким парламентером могла бы стать фотография — и никакое иное средство выражения с ней здесь не сравнится; фотография — это искусство нашего времени, дитя механики и науки, которое наблюдает за скоростями и отличительными чертами нашего века, и поэтому она лучше всего приспособлена к выполнению этой функции.

Фотография — дитя науки, и она сущностно связана с наукой, которая ее породила.

Однако проблема фотографирования научных явлений, их наглядной подачи при соблюдении научной корректности еще не разработана. Здесь требуется и художник, и регистратор. Художник — в исторической перспективе — всегда был рупором и хранителем гуманистической мысли и духовной энергии. И сегодня науке нужен его голос. Она нуждается в оживлении своего визуального образа, в том, чтобы к строгости и суровости ее дисциплин добавились человеческая теплота и воображение.

Наука должна заговорить с людьми на том языке, который они понимают. И фотография является именно таким языком.

Я считаю, что перед фотографией стоят замечательные задачи, требующие безотлагательного решения. Сегодня, пожалуй, не существует ничего более захватывающего, чем наука. Надежды, которые я возлагаю на движение фотографии в эту новую область, естественно определяют мою собственную эволюцию как фотографа.

На протяжении нескольких лет, проведенных в Париже, я исследовала возможности портретной съемки, а затем поставила перед собой задачу сделать фотодокументацию Нью-Йорка. Сегодня, по прошествии десяти лет, я считаю этот этап моей карьеры завершенным, и выход книги „Меняющийся Нью-Йорк“ является его итогом.

Документировать науку; представлять предмет ее исследования с той же полнотой, с которой мы рисуем портрет нашей культурной цивилизации; научиться подавать этот чуждый и незнакомый материал публике, извлекая из него скрытую поэзию.

Вот то, что естественно уводит меня от моих предшествующих опытов. Сейчас я ищу пути решения этой творческой задачи».

Публикация подготовлена по материалам выставки «Беренис Эббот. Фотография и наука», демонстрировавшейся в московском Мультимедиа Арт Музее.

(Visited 191 times, 1 visits today)



Оставить комментарий