Анри Картье-Брессон в Италии. Игры с композицией

Адам Марелли — штатный фотограф Leica Akademie, дизайнер и преподаватель из Нью-Йорка. Свободное время Марелли посвящает исследованию наследия фотографов с мировыми именами. Своими выводами он часто делится в авторском блоге. В декабре прошлого года мы уже публиковали его обширную статью  о фотографическом стиле Роберта Капы. Марелли задавался вопросом — «Как мы можем использовать снимки всемирно известного военного фотографа, чтобы самим начать снимать лучше?». В очерке, который мы публикуем сегодня, автор разбирает эту же проблему на примере итальянских работ Анри Картье-Брессона. Адам Марелли размышляет, какой тактики придерживался маэстро и какие уроки можно извлечь из просмотра его снимков.

«Время течет и ускользает, и только наша смерть прекратит это. Фотография – лезвие гильотины, которое способно остановить один великолепный момент в вечности». Из предисловия к книге Анри Картье-Брессона «I Tempi di Roma»

Терпение – это игра, в которую Анри Картье-Брессон играл всюду. Должно быть, ему пришлось провести бесчисленное множество часов в ожидании нужного объекта в видоискателе. Иногда терпеливость приносила плоды, но зачастую желаемые кадры так и не появлялись на пленке.

Сегодня я хотел  бы поделиться с вами несколькими кадрами, над которыми не мешало бы подумать на досуге. Хорошие фотографии требуют времени – это известно любому стрит-фотографу. Особый элемент, который выделяет снимок из общего потока уличных зарисовок – это, как правило, человек. В нашей работе нет повторов, поэтому мы вынуждены ждать магического момента. Итальянские архивы Анри Картье-Брессона свидетельствуют, что фотограф предпочитал придерживаться выжидательной тактики. Иногда это срабатывало, иногда нет. Преданность фотографии заставляла его выходить на улицы каждый день, пока он не получал нужный результат. Давайте посмотрим на несколько таких кадров, чтобы понять стиль работы Картье-Брессона.

Свет на брусчатке идеален. Он ложится по диагонали, детям лишь необходимо оказаться в правильных местах. Но окончательно этого так и не происходит.

Здесь та же самая картина с несколько измененного ракурса. Единственное отличие в том, что девочка идеально вписывается по композиции. Он поймал момент!

Все составляющие кадра на своем месте, но возникает ощущение плоского изображения. Ограда, дети, задний фон – слишком много квадратов.

Тот же кадр, но без отвлекающей толпы на заднем плане. Фотограф сдвинулся вправо и, таким образом, исчез темный клин угла. Бинго!

Это почти классический снимок Картье-Брессона. Позы фигур разнообразны, но их чересчур много. Фотограф понял, что он в нескольких шагах от действительно стоящего кадра, но здесь слишком много контраста и действия.

 

Вновь он очищает сцену, ждет подходящего сочетания жестов фигур и… сделано! Снова победа. Не имеет значения, что Картье-Брессон редко старается передать выражения лиц. Иногда он это делает, но в девяти случаях из десяти позы людей — вот что действительно важно.

Должно быть, это пробное или экспериментальное фото, сделанное с целью понять, достаточно ли выразительна сцена сама по себе.

Каким чудом Картье-Брессону всегда удавалось найти одинокого велосипедиста? И видите ли вы сюрреалистический элемент на фото?

Потренируйтесь, сможете ли вы сыграть в композиционную игру Картье-Брессона:

  • Найдите выразительный с точки зрения фотографии город или пейзаж;
  • Убедитесь, что в том месте, где должен появиться герой, хорошее освещение;
  • Расположитесь по главной или обратной диагонали по отношении к объекту;
  • А теперь ждите, когда все сработает, и появится кадр.

Если вам нужно немного вдохновения, просмотрите итальянские работы Картье-Брессона в архивах Magnum.

(Visited 52 times, 1 visits today)



Оставить комментарий