Олег Климов. «107 дней на воде»

В начале лета 2013 года фотограф, руководитель мультимедийного проекта Liberty.SU, Олег Климов вместе с коллегами предпринял путешествие, планируя проплыть на яхте через всю Россию с Севера на Юг. Как сказано на сайте проекта, целью этой экспедиции «является документальное исследование пространства российской провинции и пространства человека, живущего в ней». Следуя по намеченному маршруту, команда фотографов, попытавшихся одновременно выполнять роль яхтсменов, столкнулась с множеством трудностей. Предлагаем вашему вниманию отчет самого Олега Климова об этом нелегком путешествии:

«Идея простая: мы решили делать „живую фотографию“ на „живой воде“. „Живая фотография“ — та, что непридуманная по содержанию. „Живая вода“ — та, что оживляет мертвую форму. Почти как в сказке про Иванушку и Серого волка: „пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что“.

В некотором приближении эту функцию в фотографии выполняли средства массовой информации с амбициями показывать только факты из жизни человека и общества. Но различного рода социально-политические манипуляции с изображениями очень часто стали превращать фотографию в банальную пропаганду или PR. Сейчас еще можно найти имя автора фотографии в газете или журнале, но его мнение как о форме, так и о содержании — больше никого не интересует. Почти в любой редакции роль фотографа сравнима с функцией кофе-машины.

Новые технологии, проблемы идеологии и этики в масс-медиа, не только в России, во всем мире, стали причиной глубокого непроходящего кризиса. Закрыты сотни газет и журналов, агентств, бюро… А те, что сохранились — их меньше всего интересуют „хорошо рассказанные истории“, потому что им „приходится бороться за выживание“, в том числе сомнительными методами: „Авторская фотография умерла“,  „Фотография умерла“, „Репортаж умер“, — сотни раз мы слышали  от редакторов и критиков. Согласитесь, нам всем нужна „живая вода“.

Если нас больше не хотят отправлять в командировки дальше „Болотной площади“, мы решили самостоятельно поехать  по водному пути России: Санкт-Петербург — Беломор — Волга — Азовское и Черное моря. Делать репортажи, продавать их масс-медиа и двигаться дальше. Поэтому яхта, на которой мы передвигаемся, называется Freelancer — значит свободный.

Мы стали собирать деньги. С миру по нитке. Я продал несколько тиражных отпечатков на барите. Собрали все последние гонорары у кого что было, попросили у друзей кредит. За две недели до начала фотографической экспедиции от „Белого до Черного моря“ яхта Freelancer еще была на севере Швеции. Цена за таможню и комиссионные, чтобы поставить на судно Российский флаг, составила практически 100 % стоимости самой яхты.

Если в Швеции нам просто хотели помочь с транспортировкой яхты, когда я рассказывал о фотографическом проекте, то в России от нас хотели только деньги, которых у нас не было. Несмотря на это 8 июня мы вышли из порта Санкт-Петербурга с мачтой в горизонтальном положении на палубе потому, что у нас не было возможности заплатить за разводку мостов и арендовать лоцмана. Было очевидно, что вода и ветер — наши главные спонсоры. С этим надо было смириться или отложить экспедицию до лучших времен.

Будучи фотографами, а не яхтсменами, мы самостоятельно поставили мачту в ходе экспедиции, используя помощь местных жителей. Это был первый, но далеко не последний стресс, который нам пришлось пережить.

Известный фотограф Вильгельм Михайловский, когда посмотрел видео, как мы работаем и передвигаемся, то подошел ко мне, поцеловал в лысину и сказал: „Ваш образ жизни на яхте — уже произведение искусства“.

Отчасти я был вынужден согласиться с ним несмотря на то, что нашей целью был „не образ жизни на яхте“, а фотосьемка от Белого до Черного моря. Однако постоянная опасность на воде, замкнутое пространство на яхте, непредсказуемые погодные условия от штиля до шторма, отсутствие нормального отдыха из-за чудовищного напряжения круглые сутки превратили нашу цель делать „живую фотографию“  в „борьбу за живучесть“. Хотели мы того или нет, но мы сами стали частью „водного эксперимента“, несмотря на то, что определяли себе роль „наблюдателей“, а не „подопытных кроликов“.

Уже в ходе экспедиции нам пришлось корректировать организацию работы фотографами и яхтсменами. Стало ясно, что необходимо больше времени для стоянок, во время которых мы могли делать репортажи. Мы решили изменить маршрут и включить в проект расстояние от Петербурга до Белого моря (первоначально яхта должна была быть доставлена сразу на Белое море), так как этот участок тоже нам показался интересным с точки зрения фотографии, и на который у нас ушло много времени. Мы решили, что приоритетом является фотография, а не расстояние, которое необходимо пройти за определенное время.  Другими словами, мы „отдались течению“ и решали проблемы по мере их поступления — как говорят на любом флоте мира.

В конце концов было принято решение, что весь проект мы сделаем в две навигации и проведем две фотовыставки в конце года. На сегодняшний день яхта Freelancer находится в яхт-клубе „Лоцман“ на реке Волга в городе Зеленодольск (Татарстан) и будет зимовать до следующей весны. Яхта Freelancer с фотографами на борту проделала больше половины всего маршрута (более 2000 километров) за 107 дней и ночей. Три раза попала в сильный шторм и один раз в полный штиль. Отшвартовалась или стояла на якорях в более чем 70 местах по маршруту следования при отсутствии какой-либо яхтенной инфраструктуры в России. В 2013 году в проекте участвовало 10 документальных фотографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и Ижевска. Первая мультимедийная выставка состоится в конце 2013 года в Москве.

Фотографии, представленные здесь, сделаны камерой Leica М9, любезно предоставленной мне компанией Leica-Россия для фотографической экспедиции „От Белого до Черного моря“. Также использованы видеоматериалы Liberty.SU с яхты Freelancer».

(Visited 138 times, 1 visits today)



2 комментария к записи
«Олег Климов. «107 дней на воде»»

  1. shapran andrey:

    молодец. Олег)

  2. VEN:

    Молодцы ребята!

Оставить комментарий