Самодельные деревянные инструменты начала XX века. Съемка Leica D-Lux 5

Сегодня не каждый россиянин сможет отчетливо вспомнить историю собственной семьи дальше хотя бы третьего колена. Этот факт – всего лишь один из печальных моментов влияния бурной советской эпохи на судьбы людей. Многие из тех, кто прошел через гражданскую войну, раскулачивание, репрессии, зачастую вынуждены были «терять память», чтобы не навлечь опасности и беды на своих близких. Социальное «уравнение» власти Советов не допускало возможности «богатого» прошлого. Отчасти поэтому очень немногие из наших современников могут похвалиться полноценным знанием семейной истории, а уж тем более реликвиями и раритетами, доставшимися по наследству от далеких предков.

Старинные самодельные деревянные инструменты, о которых пойдет рассказ далее, вовсе не являются редкостью: такие предметы крестьянского быта можно встретить в коллекциях многих краеведческих музеев. Но одно дело разглядывать их за казенным стеклом в качестве выставочных экспонатов с инвентарными номерами, и совсем другое – увидеть эти вещи в «естественной среде», в том месте и в тех условиях, где они были изготовлены. И более того – познакомиться с семьей и потомками мастера, и даже опробовать инструменты в работе.

Василий Симонович Иванов родился в 1904 году в деревне Старухи Вологодской области. Он был на все руки мастер, его изделия пользовались большим спросом в округе. Местные жители уважали его. Приходя к нему в дом, садились на порог, снимали шапку и начинали просьбу: «Симоныч, дугу надо новую, а ты делаешь крепкую, легкую». Василий Симонович был специалистом в столярном и кузнечном деле. Производил все жизненно необходимые для крестьян орудия труда, вплоть до корзин, грабель, санок-дровешек. Умел делать лодку-моноксил, нужное дерево для которой долго искал в лесу. Срубал, вспарывал, вырезал сердцевину, распаривал горячей водой, потом разгибал, раскручивал. Так из цельного ствола дерева и получался моноксил. Кстати, в настоящее время мало найдется умельцев, готовых вручную выдолбить такую лодку (старинные однодеревки до наших дней здесь, к сожалению, не сохранились). Деревенские говорят, что в прошлом году пытался один, да ничего путного не вышло. К слову сказать, деревня Старухи, в которой родился мастер Василий Симонович, празднует в этом году 400-летний юбилей. В 1613 году, во время польско-литовской интервенции, в ее окрестностях произошла битва с отрядом поляков. Неприятель был повержен, а местный ручей, возле которого произошел бой, до сих пор называют Могильным. Жители спаленной поляками деревни справили новые дома, тогда и появилась деревня Старухи. По преданию, ее название родилось с легкой руки местного барина: почти все мужское население в ту пору войны и Смуты ушло в ополчение.

Для деревенских жителей с давних времен и практически по сей день лес – тот же кормилец. В нем можно найти и пропитание – грибы, ягоды, дичь. И, конечно, древесину, так необходимую в крестьянском хозяйстве. Сосновый лес в Вологодской области необыкновенно красив. Он преимущественно хвойный и сухой – лиственные породы деревьев встречаются только вблизи ручьев и рек. А потому очень тихий и, в ясную погоду, словно прозрачный: кроны сосен почти не создают тени и лишь тихонько шумят под порывами ветра.

Деревянные инструменты, сохранившиеся в доме Василия Симоновича Иванова, были сделаны в первой половине XX века им самим, а еще его тестем, Григорием Осиповичем Симоновым, тоже уроженцем деревни Старухи. Все их изделия были очень удобны в работе и, как теперь принято говорить, весьма эргономичны. Те, что предназначены для ткачества и изготовления нитей, то есть для женских рук – необычайно легки. За исключением, конечно, инструментов, в применении которых важен вес, к примеру, ребристых «катков», использовавшихся для глажки тканей. Особой популярностью у местных жителей пользовались соструганные Василием Симоновичем грабли: почти невесомые и, вместе с тем, чрезвычайно прочные. Что бы смастерить такие, нужно было знать хитрость – из какого дерева сделать зубья для грабель, что бы они служили как можно дольше. Многим инструментам, сохранившимся в доме мастера Иванова, около ста лет. Их поверхности поразительно гладкие – за долгие годы службы они отполированы множеством прикосновений человеческих рук. А на сарае по углам до сих пор стоят запылившиеся сундуки, сделанные Василием Симоновичем в 1937 году на случай отправки в ссылку. Хорошо, что они так и не покинули этот дом.

Символично, что фотосерия об этих сделанных вручную инструментах, многие из которых появились на свет почти целый век назад, была снята при помощи так же замечательного и достойного похвал инструмента — камеры Leica, производства компании со столетней историей. Компактная модель D-Lux 5 оказалась максимально удобна в «походных» условиях как при съемке пейзажей, так и натюрмортов. При максимальном приближении и наводке резкости на бесконечность автофокусировка срабатывает быстро и четко. В условиях достаточного освещения при помощи этой «карманной» миниатюрной камеры можно получить снимки с прекрасной проработкой деталей. Модель Leica D-Lux 5, а так же последующие из линейки компактных камер — D-Lux 6 и Leica С, можно с уверенностью рекомендовать в качестве полноценного помощника в делах и путешествиях.

Материал подготовила Юлия Митич, фото автора. Благодарность за содействие фотосъемке гостеприимной хозяйке дома, дочери мастера Ольге Васильевне Ивановой, и команде Leica Camera Russia.

(Visited 82 times, 1 visits today)



Оставить комментарий