Александр Гращенков. «Камера для души»

Осенью прошлого года Александр Гращенков, советский фотограф, известный в 80-е годы, рассказывал в интервью нашим читателям о времени, когда он работал в АПН – РИА «Новости» в компании знаковых фотографов второй половины прошлого века. И вот, после 20-летнего творческого перерыва, Александр решил взять в руки современную камеру Leica X2 и попробовать снять произвольную тему в том стиле и в той манере, которые он выработал когда-то, выполняя заказы редакции. Результатом этого эксперимента стала подборка фотографий на тему «День Победы», снятых 9 мая 2013 года, сопровождаемая небольшим авторским рассказом о съемочном процессе:

«День Победы – всенародный праздник, но это и особенный праздник для фотографа. Когда еще люди на улице так раскованы? Души их открыты, никто не скрывает своих эмоций, никто не обращает внимания на камеру или, напротив, искренне позируют, как когда-то на фоне Рейхстага. Все чувствуют то же, что и ты, а фотоаппарат твой никого не приводит в стеснение.

У меня же был особый повод для творческого вдохновения и легкости восприятия жизни: отсутствие на плече тяжелого кофра с аппаратурой, штатива, моей профессиональной зеркальной камеры. Настроение рулила маленькая элегантная камера Leica X2, практически мыльница, которую выдавал только красный круглый значок. Она впервые попала в мои руки почти случайно благодаря Leica Akademie.

У Большого театра встретил известного мэтра отечественной фотожурналистики, с которым когда-то вместе работал в АПН (теперь РИА Новости). С восторгом показал ему камеру. Снисходительно глянув, он сказал, что в его домашней коллекции большое количество камер фирмы Leica. Правда, он ими не снимает, поскольку это „камера для души“, а ему зарабатывать надо – и показал на внушительный кофр с аппаратурой. Тут я подумал: как же мне повезло в жизни, что я могу позволить себе просто снимать для души. Однако, профессионализм, однажды нажитый, давал о себе знать, как ревматические боли в пояснице при перемене погоды. Снимать только для души, совсем не думая,  для чего ты это делаешь и кому это нужно — оказалось непросто. И выпить нельзя.

Тут в меня пора бросить первый камень. Как это – „снимать не думая“? Большинство наших мэтров, напротив, призывают сначала придумать сценарий проекта, четко понимая, что ты хочешь этим сказать, сформулировать свое отношение к явлению, а уж потом брать в руки камеру. „Нужно не показывать, а рассказывать своими фотографиями о каких-то проблемах. Исследовать жизнь: либо со знаком минус (деградация), либо со знаком плюс (развитие)“, – говорит в интервью Photografer.ru Владимир Вяткин (кстати, это с ним мы говорили о Лейке). Мне же интереснее просто наблюдать жизнь из любопытства, делать снимки только на интуиции, не анализируя, где плюс или минус. Все только для того, чтобы потом, разглядывая отпечаток, радостно удивляться – ну надо же! Во, как получилось! Или досадовать – эх, чуть-чуть бы, и получилось.

А вот получилось или нет, то есть отбор уже снятых кадров – это и есть главная составляющая творческого процесса. Цифровая технология позволяет сейчас снимать неэкономно, вообще не вглядываясь в жизнь, не думая о формальном решении кадра. А репортеры еще и позволяют себе всю съемку вываливать бильд-редактору – выбирай сам, что хочешь. Но для того, чтобы снимать „не думая“, нужно много пережить, просмотреть, узнать, преодолеть. Либо второй вариант – сохранить в себе детское свободное восприятие. И то и другое непросто. Научиться приемам композиции и фотошопу, стать профи – понятнее  и уже потому проще.

На съемках в Парке Горького я наблюдал, как работают фотографы, судя по технической оснащенности, профессионалы. Один из них, например, две секунды выбирает кадр, снимает и потом две минуты разглядывает на дисплее, что же получилось. За эти две минуты происходит много интереснейших мгновений, но он их не видит. Жизнь проходит мимо него. Второй чуть не снес рюкзаком хлипкий столик ветеранов, вторгаясь грубо в жизнь и разрушая атмосферу происходящего события.

А мне с моей „лягушонкой в коробченке“ – Leica X2, где и переменного фокуса то нет, а только объектив 35 мм – думать о технике почти не надо. В голове – свобода. Только наблюдать и вовремя нажимать. Кстати, вот тут как раз и засада: эта камера здорово тормозит, как и все цифровики этого класса. Я уже во время съемки чувствую, что не попал, рыбка ушла. Досадно.

Я не преувеличиваю, как кто-то может подумать. Доля секунды, и кадр не получился. Это значит – нет проникновения в самую суть явления, законченной художественной формы, ритма линий, оттенков, „решающего мгновения“. А вот различить – есть оно, это мгновение, или нет – дано не каждому. Может быть, в этом и состоит главное отличие одного фотографа от другого, хорошего редактора от обычного.

Сказанное мною вовсе не означает, что все отобранные снимки получились, и что в них есть момент истины. Я не знаю. Для этого нужно время. И ваши суждения о них, о фотографиях».

(Visited 52 times, 1 visits today)



5 комментариев к записи
«Александр Гращенков. «Камера для души»»

  1. Александр Петров:

    Саша, ты прекрасен!

  2. Александр Гращенков:

    Спасибо, гос-н Петров, но от Вас как от признанного эксперта в области фотографии,хотелось бы большей конкретики

  3. Николай:

    Спасибо замечательному автору Александру! (отчество не знаю). Пожалуйста, скажите, есть ли возможность связаться по почте c этим замечательным автором Александром Гращенковым? shipko1977@mail.ru Спасибо!

  4. Кирилл Крылов:

    камера совершенно не годится для подобной съемки, проще взять любой современный панасоник из серии мини 3/4 у них хоть с автофокусом все более менее в порядке.

  5. Наталья:

    Спасибо Александру за прекрасные фотографии. В них много любви к людям,доброты и оптимизма! Замечательные работы!

Оставить комментарий