Май 16, 2013

«Западная перспектива». Марсель Педрагоза и Leica Camera Russia

23 мая 2013 года в 18:00 в магазине Leica на Ленинском проспекте, д.61/1 откроется выставка «Западная перспектива» Марселя Педрагозы, испанского фотографа, живущего в Париже.

В экспозицию вошли работы, которые были представлены автором на фотоконкурсе Международного фестиваля городской фотографии «Фотограффити» в Перми. В 2012 году работы Марселя Педрагозы получили высокую оценку жюри в номинации «Арт-фотография», и он был приглашен в Пермь для участия во втором туре конкурса. Фотограф должен был снимать российский город на протяжении одной недели. На время его работы Leica Camera Russia предоставила Марселю камеру Leica M9.

Серия «Западная перспектива» — это результат вневременного путешествия по городу в погоне за его сущностью и содержанием. Пойманная в объектив реальность отражает субъективные ощущения фотографа-иностранца, оказавшегося в неизвестной точке чужой страны, где понятия времени и пространства для него исчезают. Обладая ограниченными возможностями вербальной коммуникации и имея в качестве багажа лишь камеру и устоявшийся западный стереотип о «востоке», автор создавал каждый снимок, полагаясь на интуицию, чувства и ощущения. Сфокусированный на различиях, этот визуальный рассказ — бесконечное перемещение в погоне за этосом городской среды, видение которой неизбежно скорректировано западной перспективой.

В рамках образовательных программ Leica Akademie Russia 25 мая в Мультимедиа Арт Музее состоится открытая лекция фотографа, в ходе которой Марсель расскажет о своих проектах, поделится опытом городских съемок, представит свои работы и ответит на вопросы слушателей. Испанский фотограф также согласился провести мастер-класс, который стартует в воскресенье, 26 мая в 12:00 в магазине Leica. В программе: презентация работ Марселя Педрагозы, портфолио-ревю снимков участников мастер-класса, «полевая работа» в городе по выбранной тематике, обсуждение полученных кадров.

Марсель Педрагоза родился и вырос в Барселоне. В 2009 году получил степень магистра в области фотографии в Эдинбургском колледже искусств. В 2011 году Марсель переехал в Париж, где в настоящее время успешно сотрудничает с несколькими периодическими изданиями, среди которых El Periódico, La Vanguardia, а также продолжает обучение фотографическому искусству в Институте Сервантеса в Париже. В 2012 году Марсель завершил первый большой проект Parisii. Часть работ из этой серии была приобретена Национальной библиотекой Франции для своей постоянной экспозиции.

Мы связались с Марселем, чтобы узнать подробности о выставке, а также некоторые детали биографии фотографа.

В одном из интервью вы говорили, что в серии Parisii стремились избежать стереотипов, и получившиеся кадры могли быть сделаны не только в Париже, но и в любом другом большом европейском городе. Могли ли бы вы сказать то же самое о вашей серии из Перми «Западная перспектива»?

На самом деле, нет. Как раз наоборот. В прошлом году я впервые побывал в России, и у меня остались очень сильные впечатления. В серии Parisii я пытался избежать общих клише, вымыть из фотографий собственную индивидуальность как фотографа. Пермь же оказалась очень личным переживанием. Настоящим соприкосновением с «Востоком». Фотографии, которые я сделал, совершенно точно не могли быть сделаны в западном городе. Меня больше привлекали отличия этого города.

Что же вас удивило в Перми?

Не могу точно сказать. Когда приезжаешь в незнакомый город, то, прежде всего, замечаешь отличия, мелкие детали и особенности: что люди едят, что пьют, как они одеваются, как себя ведут и так далее. Мне очень хотелось приехать в Россию, поэтому, когда жюри «Фотограффити» сообщило, что мои работы прошли первый отборочный тур, я был счастлив. В серии «Западная перспектива» много моих личных чувств.

Марсель Педрагоза


Марсель Педрагоза. Из серии «Западная перспектива»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Parisii»


Марсель Педрагоза. Из серии «Западная перспектива»

Как видно из ваших проектов, вас привлекает городское пространство. Почему?

Это получается естественным образом. Я родился и вырос в Барселоне. Всю жизнь меня окружает городское пространство. Это мое естественное окружение. Вне города я чувствую себя потерянным. Мне нравится наблюдать за людьми и фотографировать их в городе.

По вашим словам, избежать общих клише и снять что-то действительно интересное в новом городе бывает трудно. Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом. Есть ли у вас определенная тактика?

Думаю, нет. Я никогда не планирую заранее. Я просто прогуливаюсь с камерой в новом окружении. Мне нравится посещать местные бары и другие популярные общественные места. Честно говоря, одна неделя – это довольно маленький срок, чтобы сделать настоящее портфолио. Наверное, закономерно, что большую часть самых удачных фотографий из серии «Западная перспектива» я сделал уже в конце своего пребывания, когда начал понимать этот город и местных жителей. Но никакой определенной формулы у меня нет. Я даже не беру с собой карту.

Какими камерами вы снимаете? Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

У меня есть пленочная камера Leica M7. Но так как съемки в Перми длились всего одну неделю, я решил связаться с Leica Camera Russia и попросить цифровую камеру M9. Для пленочного фотоаппарата одна неделя – это слишком мало. Мне очень нравится система M. И камера Leica M9 в конечном итоге работала так же как и моя M7. Но, конечно, было гораздо легче сразу оценивать полученные кадры. Однако для работы над долгосрочными проектами, определенно, я предпочитаю работать с пленкой.

Редактировали ли вы серию «Западная перспектива» специально для выставки, которая откроется 23 мая в магазине Leica на Ленинском проспекте?

Сразу после «Фотограффити», вернувшись в Париж, я заменил, кажется, половину всей серии. Тогда она состояла из шестнадцати кадров. Для выставки же в Москве я сократил всю серию до восьми кадров и выстроил их наиболее логичным, на мой взгляд, образом.

Спасибо, Марсель!