Эллиотт Эрвитт. Мой фотографический дом

Эллиотт Эрвитт – один из самых влиятельных фотографов в мире. На выставке под названием «Всё лучшее для Leica» собраны 50 культовых фотографий. Портреты Мэрилин Монро, Че Гевары и другие фотографии, исполненные очарования и юмора, можно увидеть в галереях Leica по всему миру. Впервые экспозиция была показана на фестивале Рhotokina 2012 в Кёльне, а вскоре перекочевала во Франкфурт. В течение двух ближайших лет выставку можно будет увидеть в галереях Leica в Зальцбурге, Токио, Нью-Йорке, Праге, Варшаве, Париже и Зольмсе. Друзья, давайте воспользуемся возможностью и заглянем в творческую «мастерскую» Эллиотта Эрвитта, чтобы узнать, над чем маэстро сейчас работает и что он думает о прошлом, настоящем и будущем фотографии.

Эллиотт, что такое, по-вашему, культовая фотография?

Думаю, это такая фотография, которую часто используют, и которую легко узнать. Она не обязательно хороша, но ее воспроизводят и воспроизводят.

Так вы разделяете хорошую фотографию и культовую фотографию?

Совершенно верно.

Почему?

Есть прекрасные фотографии, не признанные таковыми. Есть множество плохих фотографий, которые считаются хорошими. Это очень субъективно. Конечно, и сам термин «культовый» субъективен.

Может быть, культовые снимки – те, в которых схвачен какой-то уникальный момент? Что необходимо, чтобы получить такую фотографию?

Не думаю, что кто-то встает утром с целью сделать культовый снимок. Так просто не бывает. Иногда везет, и получается хороший снимок, который часто воспроизводится и знаком большому количеству людей. Думаю, для того чтобы фотография стала столь значимой, ее должна увидеть большая аудитория. Это один из критериев.

Вы – фотограф, на счету которого много всемирно известных снимков. Как это у вас получилось?

Я фотографирую, некоторые снимки становятся известными, некоторые используют пару раз, иные воспроизводят часто, потому что они посвящены важной теме или изображают важную персону. Существует множество причин, по которым снимок может стать популярным. И повторю: это не значит, что он удачный.

В большинстве случаев вам везет?

Ну, удача, конечно, всегда была ко мне благосклонна. Безусловно, да.

Но ведь она может изменить.

Это верно. Нельзя на нее полагаться. А на что можно? Некоторые люди просто удачливее, чем остальные.

Много ли удачи нужно фотографу?

Удача всегда важна, а в некоторых профессиях – особенно. Если вы военный фотограф, удача для вас очень важна, ведь вас могут убить. Студийному фотографу, безусловно, необходима удача другого рода. Все это довольно субъективно.

Давайте поговорим об агентстве Magnum. Что оно значит для вас?

Я состою в Magnum с тех пор, как вернулся из армии в 1953 году. Я бы сказал, что Magnum на протяжении довольно долгого времени был моим «фотографическим домом».

Наравне с фотографами-основателями Magnum вас можно назвать поистине «магнумовским» фотографом.

В 1953 году, когда я вступил в Magnum, компании было пять или шесть лет. Я едва ли не единственный живой член агентства, помнящий ту пору. Те, кто состоял в агентстве с самого начала, по большей части уже проводят фотосессии в раю. Может, кто-то из них и в аду, я не знаю. Вряд ли.

Сильно ли Magnum изменился за последние несколько десятилетий?

Magnum изменился кардинальным образом, столь же сильно поменялся весь рынок фотографии. Magnum выжил потому, что сумел адаптироваться к новым условиям, к требованиям времени – это относится и к журнальной съемке, и к художественной фотографии. Я бы сказал, что Magnum поменялся разительно именно потому, что приспосабливался к условиям, которые диктует рынок фотографии.

У вас есть любимый снимок?

У меня их много.

Есть ли такой кадр или отпечаток, с которым вы бы никогда не расстались?

У меня есть несколько снимков, подаренных Анри Картье-Брессоном, и я никогда не расстанусь с ними, потому что они для меня очень важны. Но должен честно признаться: я не коллекционер.

Много у вас снимков других фотографов, ваших друзей?

Больше двух.

Многие ваши известные фотографии были сделаны на камеру Leica. Как вы относитесь к этим камерам?

Я не всегда снимаю на Leica. По обстоятельствам. Leica пригождается мне в частной жизни. Это портативная камера, я беру ее с собой в путешествия, но для профессиональной работы требуется специальное оборудование, разное для различных жанров. У меня так много разнообразной техники, что впору открывать магазин, – и стеклянные фотопластины, и крупноформатные камеры, и много чего еще, даже цифровая «мыльница» – новейший экспонат в моей коллекции. Необходимо выполнять требования заказчиков, и сейчас для профессиональной съемки в основном используются цифровые камеры.

А вы снимаете на цифровую камеру Leica или предпочитаете модель M6?

У меня есть цифровая техника, и я пользуюсь ею – но только при необходимости. Это вопрос привычки и опыта. Я понимаю, что цифровые камеры более экономны. Они особенно удобны для коммерческой съемки. Они дают больше уверенности в том, что делаешь, поскольку увидеть результат легко. Но лично я предпочитаю работать по старинке. Наверное, этот метод мне просто более привычен.

Сколько заказов на журнальную или корпоративную съемку вы получаете в неделю?

Сколько? Не слишком много.

С дюжину?

В свои годы я по большей части работаю над проектами, а не над краткосрочными заказами. Я до сих пор иногда снимаю для модных журналов и выполняю отдельные задания, но по большей части работаю над книгами и выставками, словом, над проектами, требующими времени. Я больше не забочусь о том, чтобы заполучить очередной заказ.

Вы печатаете снимки в собственной студии?

Да. Все мои фотографии, все отпечатки рождаются в моей студии. Неважно, печатает ли их мой ассистент или я сам. Самое важное, что ни один из этапов производства не совершается на стороне.

Чего вы больше всего желаете для фотографии в будущем?

Я очень хочу, чтобы в будущем фотография больше значила для человечества, чтобы на ее основе создавались проекты, приносящие знание и пробуждающие чувства. В такой фотографии больше содержания, чем технического совершенства. И я надеюсь, что их будет производиться достаточное количество, чтобы противостоять тому обилию мусора, который мы видим в обычной жизни.

Большое спасибо, Эллиотт!

via The Leica Camera Blog

(Visited 315 times, 1 visits today)



Оставить комментарий