Александр Давидюк. Знакомство с Leica S2

Александр Давидюк — участник и организатор многочисленных автомобильных экспедиций, фотограф-экстремал, работавший как в условиях пустыни, так и в условиях Крайнего Севера при температурах до -60º С. Освещая спортивные мероприятия, проехал на автомобиле весь маршрут таких ралли-марафонов, как Шелковый путь (Россия — Казахстан — Туркменистан) и Dakar (Аргентина — Чили — Перу).
Среди его заказчиков автомобильные издания и представительства автоконцернов — Mitsubishi, Cadillac, Honda, «Автоваз».
Предлагаем вашему вниманию статью, в которой Александр делится своими впечатлениями о съемках, произведенных им камерой Leica S2.

Знакомство с Leica S2.

Большинство современных цифровых среднеформатных систем имеют одну общую черту: они напоминают скорее рабочий прототип, чем финальный продукт. И если с качеством изображения у них всё отлично (по крайней мере, на номинальных значениях ISO), то вот с «конструктивом» и удобством эксплуатации ситуация неоднозначная. Например, за немалые деньги вы до сих пор можете получить камеру с двойным питанием: то есть матрица (цифровой задник) у вас питается от своего аккумулятора и полностью независима от камеры, которая, в свою очередь, работает на батарейках АА. Добавьте сюда различную логику управления двух устройств от разных производителей. Все это дает о себе знать при оперативной съемке, поэтому среднеформатные системы редко используются вне студий или для репортажных съемок.

Leica S2 — кардинально отличная система. Камера-моноблок, выполненная в привычном корпусе 35-мм зеркальных камер сопоставимого размера. Например, без вертикальной рукоятки она меньше и легче моего Canon EOS 1DS и немного больше 5D. При этом размер сенсора значительно больше (45 мм х 30 мм вместо 36 мм х 24 мм). Опять-таки, пропорции кадра — классические 3:2. Никаких квадратов.

Камеру питает аккумулятор, позволяющий снять более 500 кадров. Зарядное устройство, рассчитанное на два аккумулятора, не только в реальном времени отображает степень заряда, но и позволяет производить зарядку обоих аккумуляторов одновременно, а не последовательно, как у многих других камер.

Мелкий нюанс: верхний дисплей выполнен по технологии OLED, знакомой по мобильным телефонам, то есть его не нужно подсвечивать в темноте. Поначалу это показалось непривычным, но после первой же ночной съемки к этому привыкаешь настолько, что хочешь это видеть на всех камерах: отпадает необходимость нажимать кнопку подсветки каждый раз, когда хочешь изменить параметры. Кроме того, весомый плюс во время ночных съемок дает превью, которое вы видите на дисплее сразу после экспозиции кадра, то есть до того, как вступает в работу шумоподавление. Это позволяет увеличить производительность ночных съемок почти в два раза!

Добавьте сюда влагозащиту, металлические корпусы объективов, профессиональные разъемы, позаимствованные из телеиндустрии, для подключения аксессуаров (спусковой пульт, usb и т.п.) и вы поймете, что камера рассчитана на универсальное применение в любых условиях.

Но об этом и многом другом вы можете прочитать и в рекламной брошюре, а вот как это работает в реальных условиях?

Это мне и предстояло проверить на съемках для журнала Rolling Wheels. Особенность съемок состояла в оперативности: требовалось отснять три автомобиля за три дня. А учитывая, что один из автомобилей можно было перевозить только на эвакуаторе…  Шансов на ошибку не было, срыв мог быть вызван разве что цунами на Черном море, но только не сбоем оборудования.

В комплекте с камерой идет отличный кейс Pelican, но от него пришлось отказаться — он сконфигурирован для S-комплекта, поэтому дополнительное оборудование (вспышки, синхронизаторы, флешметр и т.п.) класть некуда. Поэтому вся система переехала в небольшой рюкзак KATA. Добавьте сюда легкий штатив Gitzo 1542 Traveler (этот компактный штатив легко держит S2 c 180-мм объективом) и вы готовы к любому самолету, все оборудование с легкостью помещается на полку над головой и вам не нужно договариваться со стюардессами, чтобы они разместили в технических отсеках ваши огромные кофры.

Первый и главный объект съемки — репликар Shelby Cobra. Нужно снять подробный материал (20 полос) плюс обложку. Все происходит очень быстро: экстерьер, салон, видовые сцены, динамика, «железо». Со статикой все ясно: прекрасная оптика, большая матрица = гарантированный результат. Никаких сюрпризов. Матрица от Kodak дает знакомый по M-серии прекрасный, естественный цвет. Другое дело — динамические сцены. По причине чрезмерной жесткости подвесок Cobra, использование рига не дало нужных результатов, и все проводки пришлось снимать с рук. На заброшенном аэродроме с видавшей виды полосой, высунувшись из окна жигулей (к сожалению, Audi TT оказалась слишком жесткой для таких съемок) возможно было делать выдержки до 1/30 секунды. Дело в том, что хотя звук срабатывания зеркала и звучит угрожающе, но вибрации удачно гасятся. Очень напоминает старые-добрые Leica R.

Вот со съемкой змейки пришлось повозиться — скорости автофокуса для спорт-кара не хватает, поэтому резкость приходилось наводить вручную, благо кольцо наводки резкости очень плавное, пожалуй, лучшее среди автофокусных камер. Но до идеальных тактильных ощущений механических объективов по-прежнему далеко.

Кстати, S2 позволяет снимать на выдержках до 1/4000 секунды. Это позволяет снимать любые динамические сюжеты, будто у вас в руках обычная «узкая» зеркалка!

Но есть и ложка дегтя: управление камерой никак нельзя назвать интуитивным и с непривычки быстро ей управлять не получится. Например, включение/выключение автофокуса производится через меню. Вы, конечно, можете запрограммировать для этого отдельную кнопку (большинство органов управления программируемы), но от меню вам все равно не уйти. Не мешало бы добавить на корпус несколько кнопок. Все-таки, это не M, в которой такое решение означало бы уход от стиля и духа камеры.

Подошла очередь обложки, я уже заприметил подходящий зеленый сарай, который планировал использовать в качестве фона, как неожиданно пошел дождь. Сильный дождь. С Leica лилось как, извините, из лейки. Но камера этого даже не заметила, позволяя продолжать съемку. Я сразу вспомнил модульные среднеформатные системы, для которых пару минут под таким дождем окончились бы в сервис-центре.

Под конец светового дня, когда пришла пора грузить автомобиль на эвакуатор, ради эксперимента я решил сделать кадр в сумерках: немного корявый, не идеальный, но по-своему живой. Но ведь уже темно. Только не для S2. В отличие от тех среднеформатных систем, с которыми я работал до этого (Phase One, например), Leica позволяет снимать на ISO 320 (эффективное ISO 400) без заметных потерь качества. То есть вы можете действительно свободно использовать ISO 320! Вспоминаю 60-мегапиксельный Phase One, на котором ISO 200 означало вступление в клуб любителей творчества Моне. Нет, не подумайте, я очень люблю Моне, как художника. Но не фотографа.

Отдельно стоит отметить оптику. Во время съемки использовались три объектива: 35 мм f/2.5, 70 мм f/2.5, 180 мм f/3.5. Снимая на дальномерную оптику Leica уже много лет, могу сказать, что S-оптика — это настоящая Leica, за что мы ее и любим. Отличная техническая сторона (геометрия, отсутствие аббераций, резкость и т.п.) сочетается с красивым индивидуальным рисунком. Все объективы демонстрируют прекрасную работу во всем диапазоне диафрагм и, что особенно актуально при съемке автомобилей, на закрытых значениях. Цветопередача мягкая и точная, на удивление одинакова для всех трех линз. Пусть в фотографии это не так важно, как в кино, но пост-обработку упрощает.

Заключение:

Leica S2, на данный момент, наиболее близка по оперативности и удобству работы к 35-мм цифровым системам, совмещая при этом качество среднеформатных камер. Добавьте к этому собственную high end оптику и совместимость через фирменные Leica-адаптеры с основными линейками оптики (Hasselblad H c поддержкой автофокуса и V, Phase One/Mamiya, Pentax 67).

(Visited 133 times, 1 visits today)



1 комментарий к записи
«Александр Давидюк. Знакомство с Leica S2»

  1. Саша Маликов:

    Материал интересный, но по-мойму с прессингом СФ систем немного перегнули. Да СФ-ки не идеальны (сам снимаю на Hasselblad H3D-ll 39), нот ведь всё зависит от контекста. И говорить о том, что все СФ камеры напоминают прототипы это тоже кощунство, я например испытываю особое удовольствие осозновая, что у меня в руках – кирпич, со всеми атавизмами пришедшими с времён 501-х… А например замена аккумулятора на хасселе это такой момент, которого ждёшь, уж настолько бешенно шведы это продумали. С эргономикой и интуитивностью у хасселя проблем нет абсолютно, камера простейшая в управлении и самая эргономичная (не считая веса) из всех, что мне когда-либо доводилось использовать.

Оставить комментарий