Джонатан Слэк. Китай в объективе Leica М Monochrom

Джонатан Слэк – британский фотограф, один из немногих, кому еще в июле 2009 года выпала возможность протестировать прототип Leica М9 – Leica P8 (ее также называли P-864). На его сайте несколько страниц посвящены Leica. Есть там и DNG-файлы для скачивания.

Интервьюер – Алекс Коф, фотожурналист, в настоящее время работающий в Мехико. Блоггер и большой энтузиаст общедоступного обучения мастерству фотографии, он опубликовал несколько книг о фототехнике и культуре фотографии. Алекс также проводит мастер-классы по стрит-фотографии на итальянском, испанском и английском языках по скайпу и в мексиканском Университете коммуникаций. Кроме того, он издает книги по фотографии и является соучредителем журнала Hyde Park Photography. В 2011 году Алекс принял участие в международном конкурсе стрит-фотографии You Are Here в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (спонсировала этот конкурс компания Leica). Не так давно Коф выпустил электронную книгу «Охотник за светом – размышления о стрит-фотографии».

Джонатан, вы преуспевающий фотограф, работаете в разных жанрах. С чего для вас началась фотография?

Я вырос в Сент-Иве, Корнуолл. Мой отец Роджер Слэк был местным врачом, а мать Джанет Слэк – ювелиром. Они были частью яркой местной арт-тусовки. Отец был архивистом-любителем: записывал воспоминания Альфреда Уоллиса в 1950 – 60-х годах; еще он был фотографом и скульптором. Барбара Хепуорт, Патрик Херон, Тони О’Мэлли и Брайан Уинтер были близкими друзьями семьи и частыми гостями в нашем доме. Мои родители принимали активное участие в открытии галереи «Тейт» в Сент-Иве. Мое детство было неразрывно связано с искусством.

Я начал писать красками, занявшись естественными науками (а графику освоил на уроках ботаники). Но семья и работа оставляли искусству все меньше ресурсов, и я занялся фотографией, полагая, что на нее-то много времени не потрачу (о, как я ошибался!).

В 80-х мы прочно обосновались на границе Норфолка и Саффолка, продолжая поддерживать тесную связь с Корнуоллом, ведь это красивейший край.

Среди ваших работ есть пейзажи, портреты. А что вы любите снимать больше всего?

Моя фотография предельно интуитивна (здесь я, скорее, Альфред Уоллес, нежели Патрик Херон!). Я очень много снимаю, но никогда ничего не планирую заранее. И хотя я стараюсь придерживаться старого принципа «выбирай объект спонтанно, но прежде чем сделать кадр, подумай», мои лучшие фотографии все-таки спонтанны.

Я очень люблю снимать. Фотоснимки – это своеобразные «знаки препинания» на моем жизненном пути. Превратить обыденность в нечто невероятное, поймать выражение, которое раскроет характер, увидеть пейзаж в стае облаков – вот что приносит мне истинное удовлетворение.

На вашем сайте довольно много информации технического характера. Думаете, важно распространять именно ее?

Нет! Совсем наоборот, я думаю, что это совершенно не важно, и сам редко обращаю внимание на технику съемки, рассматривая чужие работы. Однако многим это интересно, а поделиться знаниями так легко, так почему бы нет?

Среди ваших работ есть и черно-белые, и цветные, а чему вы все-таки отдаете предпочтение?

Не думаю, что могу однозначно ответить на этот вопрос. Говоря в общем, я предпочитаю снимать людей в черно-белом варианте, а пейзажи – в цвете. Я обычно знаю заранее, каким будет снимок – черно-белым или цветным – и редко меняю решение.

Как состоялось ваше первое знакомство с Leica?

Однажды вечером я изрядно выпил и, в общем-то случайно, выиграл M6 на аукционе eВay. Для этой камеры я купил 50-миллиметровый Summicron и 90-миллиметровый Elmarit – и тут же влюбился. Вскоре после этого появилась М8, и я пропал окончательно.

Какие качества Leica делают ее идеальной для работы?

Мне безумно нравится качество изображения. Каждый раз, когда я просматриваю снимки на компьютере, у меня мурашки по коже бегают от удовольствия. Но самое главное – камера не «встревает» между мной и объектом съемки. В ней есть всё, что мне нужно, и нет ничего, что мне может помешать. И бесспорное достоинство – простота.

Вы работаете с Leica X2, M9 и Monochrom. В чем разница между ними? Отдаете ли вы предпочтение какой-то определенной камере при тех или иных видах съемок?

Подавляющее большинство моих «леечных» работ выполнено при помощи М9 и Monochrom.

X2 – отличная фотокамера, она дает превосходное качество изображений. Мне очень нравятся два дисковых переключателя на верхней панели – для установки выдержки и диафрагмы – каждый с автоматическим режимом. Это действительно умное решение, работать с такой камерой – одно удовольствие. Точный и быстрый автофокус заметно облегчает съемку.

И тем не менее в моей фотосумке всегда есть место для М9 и «полтинника» Summilux, а Х2 часто остается дома. Вынужден признаться, что я никак не могу привыкнуть к 35-миллиметровому фокусному расстоянию. Знаю, это вопиюще несовременно, но для меня идеальный объектив – по-прежнему 50 мм.

Я часто беру с собой на съемки М9 (или М2) и Monochrom, но почти всегда снимаю только одной камерой. Логично, конечно, было бы использовать Monochrom при плохом освещении и при портретной съемке, но я не столь последователен и часто выбираю камеру просто по настроению.

В дневное время я обычно использую две камеры М9: одну с 75-миллиметровым объективом f\2 ASPH, вторую – с широкоугольным объективом Tri-Elmar и видоискателем или с 28-миллиметровым Summicron и 50-миллиметровым Summilux.

«Monochrom в Китае» – прекрасная документальная серия фотографий, снятых Leica Monochrom. Что особенного в этой камере? Есть ли разница – в техническом плане или в качестве изображений – между снимками, сделанными ею и другими камерами?

Съемка с Monochrom обогатила меня поистине бесценным опытом. С приходом цифровой эры я принял как данность, что цвет (или его отсутствие) всегда можно скорректировать постфактум. Конечно, у меня всегда есть общее представление о будущем кадре, но это не отменяет возможности что-то поменять уже после съемки.

Снимая на Monochrom, приходится сосредоточиться только на построении и содержании кадра: возможности для корректировки цвета тут нет. Чтобы привыкнуть к этому, требуется некоторое время, но в конце концов понимаешь, что это новая степень свободы.

Вы действительно считаете, что в камерах Leica есть что-то особенное?

Безусловно, и это никакая не мистика. У Leica просто замечательные линзы, с ними легко и приятно работать, и они гарантируют превосходный результат. Причем не только новые линзы, но и те, которым несколько десятков лет.

Кроме того, сами камеры выполнены безукоризненно – в них нет ничего лишнего, и в то же время есть все необходимое любому фотографу. Плюс простой и дружественный интерфейс.

Настоящей находкой для меня стал фиксированный видоискатель дальномера с кадрирующей рамкой, появившийся в 1950-х годах. Это отличный инструмент, позволяющий видеть пространство вокруг кадра и, что еще важнее, – видеть сам кадр в натуральную величину, как если бы вы фотографировали глазами; камера словно исчезает.

Как вы видите свое творчество в ближайшие несколько лет?

Я бы хотел стать более постоянным, более последовательным, что ли.

У меня есть вечная дилемма: с одной стороны, я хочу сосредоточиться на каком-то одном аспекте фотографии и выработать более яркий, индивидуальный почерк. С другой стороны, мне хочется запечатлеть все многообразие жизни, а здесь результат заведомо непредсказуем, и это мешает последовательной выработке узнаваемого стиля.

Можете рассказать о проектах, над которыми планируете работать в будущем?

Сейчас я работаю над фотоальбомом о Китае. Кроме того, планирую выпустить альбом с пейзажами Юго-Западного Крита.

Джонатан, спасибо, что нашли для нас время!

via Leica Camera Blog

(Visited 32 times, 1 visits today)



Оставить комментарий