Хорст Фаас и Тим Пэйдж. «Реквием»

В ХХ веке войны происходили практически непрерывно. Начиная со второй половины прошлого столетия по всему миру насчитывается более ста войн, включая вооруженные столкновения, восстания, оккупации и конфликты. Каждое из массовых кровопролитий уносит неоправданное множество человеческих жизней. Статистика сообщает, что наибольшее количество жертв среди мирного населения в процентном отношении от общего числа погибших приходится на период вьетнамской войны.

Книгу «Реквием» можно назвать фотографическим памятником тем, кто проявил отвагу и мужество, фиксируя на пленку ужасающие реалии войны во Вьетнаме и Индокитае, длившуюся около пятнадцати лет. Многие из 198 фотографий, которые вы можете видеть на страницах «Реквиема», являются последними снимками погибших в боях фотографов.

В этом печальном интернациональном списке стоят рядом 135 имен уже известных и только начинающих фоторепортеров: Роберт Капа, Оливер Нунан, Дэйн Стоун, Шон Флинн, Анри Юэ, Ларри Барроуз, Буй Динь Tay, Хунь Тань Ми, Клод Арпин Пон, Ли Энг, Киоши Савада… Военные кадры, снятые этими героическими и преданными своему делу людьми, являются красноречивыми документальными свидетельствами той крайней степени жестокости и агрессии, на которую способно человечество. Над альбомом «Реквием» кропотливо работали Хорст Фаас, немецкий фотокорреспондент, обладатель двух Пулитцеровских премий и Золотой медали Роберта Капы, и его коллега англичанин Тим Пэйдж, основатель Фонда памяти журналистов, погибших в Индокитае.

Хорст Фаас. Вьетнам, 1967 г. (AP Photo)

Хорст Фаас родился в Берлине в 1933 году. Будучи подростком, он пережил Вторую мировую войну. В восемнадцать лет Фаас начал фотографировать, и уже в 23 года был приглашен на работу в агентство The Associated Press, сотрудничество с которым продолжалось около полувека.  Во Вьетнам молодой фотограф попал в 1962 году, имея на тот момент предварительный военный опыт в Конго и Алжире. Являясь решительным и деятельным человеком, он обучал своему ремеслу вьетнамских фотографов – добровольцев, которым давал задание «возвращаться с хорошими фотографиями». Среди его наиболее известных протеже — бывший актер Хунь Тань Ми, ставший фотографом и погибший в 1965 году. Под руководством Фааса для агентства Associated Press начал работать и младший брат Хуня — Ник Ют, получивший Пулитцеровскую премию за свою фотографию «Напалм во Вьетнаме». Сам Фаас был тяжело ранен на границе с Камбоджей и вынужден был сменить род деятельности, заняв пост главы Associated Press в Сайгоне. После окончания войны он уехал в Лондон, где возглавлял бюро Associated Press до 2004 года.

Тим Пейдж

Тим Пэйдж родился в пригороде Лондона в 1944 году. В 16 лет он разбился на мотоцикле и, буквально пережив возвращение с того света, стал, по его собственным словам, свободен от страха смерти. Оправившись от аварии, Тим решил отправиться в путешествие по Европе и далее через Пакистан, Индию, Бирму, пока не оказался без денег в Лаосе, охваченном в то время гражданской войной. Там неожиданно для самого себя Пэйдж стал фотокорреспондентом крупнейших агентств — UPI и AFP. Позже фотограф был командирован во Вьетнам, где получил четыре тяжелых ранения. Его первым начальником был Анри Юэ, а наставником — Ларри Барроуз. Оба этих исключительных военных корреспондента были убиты во Вьетнаме. В Сайгоне Пэйдж познакомился с фотографами Шоном Флинном и Дэйном Стоуном, которые исчезли впоследствии в восточной Камбодже. Cледующие три десятилетия Тим пытался разгадать эту тайну. Фотографии Тима Пэйджа публиковали журналы Тime, Life, Paris Match и широко распространялись агентством The Associated Press. После войны Пейдж вынужден отправиться на лечение в калифорнийскую психиатрическую клинику: из-за ранения в голову 200 см его мозга отсутствовали. О нем пишется шесть диссертаций. Некоторое время у фотографа была полностью парализована правая сторона лица и тела. «Трудно сказать точно, когда возможность делать определенные вещи вернулась обратно, — вспоминал Тим Пейдж, — я заново научился сворачивать папиросу примерно за шесть месяцев». Образ этого смелого и удивительно жизнелюбивого человека стал прототипом героя-фотожурналиста в известном фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».

Спустя годы память о жестокостях войны и погибших товарищах не давала покоя Фаасу и Пэйджу и побудила обоих фотографов объединиться в работе над альбомом «Реквием». Хорст Фаас вспоминал: «Это была моя важнейшая ответственность — объяснить, что случилось… Когда Оливер Нунан погиб в результате крушения вертолета, я провел три или четыре дня с войсками под непрерывным огнем, пока мы не добрались до вертолета. Я нашел камеру, которая была брошена, и пленка внутри была еще цела, но почти ничего не осталось от Олли Нунана». Тим Пэйдж рассказывал о Роберте Капе: «Его фотографии оставили неизгладимый след в моем сознании. Последний снимок, который он сделал, прежде чем наступить на мину, воспроизводится в „Реквиеме“. Капа был человеком, который не мог найти покой за пределами военного времени».

«„Реквием“ составлен с таким мастерством, уважением и заботой, что превосходит любую другую фотографическую книгу о войне», — из обзора The Los Angeles Times Book.

(Visited 182 times, 1 visits today)



Оставить комментарий