Сентябрь 5, 2012

Визит Вэнди Пэтон в Москву

Американский фотограф Вэнди Пэтон посетила Москву к открытию своей выставки в Центре братьев Люмьер, которое прошло 4 сентября. Сегодня в 19ºº состоится творческая встреча с фотографом, в ходе которой будет продемонстрирован документальный фильм о работе Вэнди Пэтон в ее нью-йоркской мастерской, а также проведен мастер-класс о секретах ночной съемки в естественных условиях. Команда Leica Россия встретилась с фотографом в первый день ее визита в Москву, чтобы поговорить о серии работ «Лики ночи».

Вэнди, как-то вы упомянули, что хотели сделать в жизни две вещи – заняться конным спортом и выразить себя в художественное сфере. Теперь, когда оба ваших желания сбылись, не планируете ли что-то абсолютно новое?

Нет-нет-нет! Это уже слишком много для меня (смеется). Думаю, мне и так очень повезло в жизни, потому что я смогла воплотить обе свои мечты. Я бы хотела просто продолжать развиваться в фотографии. Это то, чем мне действительно нравится заниматься. Но, как говорится, никогда не говори никогда.

Интересно, что в обеих областях, где вы себя пробовали, вы добились успеха. Конечно, необходимо обладать талантом, однако, возможно, вы можете назвать еще какие либо качества, которые оказались полезны?

Если я занимаюсь каким-либо делом, то всегда прикладываю максимум усилий. Конечный результат должен соответствовать моим стандартам. Две сферы, о которых мы говорим, они абсолютно разные. В конном спорте, как и в бизнесе, вся суть в том, чтобы прийти первым. Важен не процесс, а результат. Когда я занялась фотографией, то мне пришлось значительно измениться, потому что в этой области самое главное – это само творение. То, что мои работы получили признание – это всего лишь приятный сюрприз. Для меня цель в фотографии – это самовыражение в процессе создания снимков.

Как вы решили, что именно фотография должна стать вашим средством самовыражения?

Это было просто. Меня всегда вдохновляло искусство, но я не умею хорошо рисовать. Не думаю, что вы бы хотели увидеть свой портрет, нарисованный мной (смеется). Но я видела так много красивых моментов в жизни, которые хотелось бы сохранить, поэтому я взяла в руки камеру. Затем был долгий процесс обучения тому, как выражать себя с помощью фотографии. Это волшебство!

Что вас привлекает в людях, которых вы фотографируете? Кажется, что большая часть ваших работ из представленной серии посвящена женщинам. Почему?

Я думаю, что выбор происходит неосознанно, и очень велика роль случайности. Когда я путешествую по разным странам и городам, посещаю различные мероприятия, как например, недавно, не в России, я попала на православную свадьбу, то всегда внимательно всматриваюсь в то, что происходит вокруг. Не могу точно сказать, что привлекает меня в тех людях, которых я фотографирую. Это какие-то интуитивные вещи. Времени на размышления, почему ты это, делаешь нет.

Что касается женщин, то я даже не замечала этого до определенного момента, пока один из профессиональных фотографов не обратил мое внимание. На тот момент уже было готово около 25 снимков, это половина представленной выставки, и там был только одно изображение мужчины-священника в кадре. «Кажется, здесь не так уж много мужчин», — сказал он тогда (смеется). Думаю, здесь задействованы какие-то подсознательные причины. Может быть, женщины более интересны с точки зрения фотографии, более яркие и в то же время загадочные.

Закономерный вопрос, на который наверняка вам часто приходилось отвечать – почему вы снимаете именно ночью?

На этот вопрос просто ответить. Ночь загадочна. Для меня жизнь – это головоломка. Нужно убрать много всего лишнего, чтобы докопаться до того, что находится в основе. Это удивительно. Недавно в Париже я провела такой эксперимент: днем вернулась в то место, где снимала ночью. С собой у меня была цифровая камера. Когда я сделала пару снимков и посмотрела на них, то поняла, что они слишком откровенны и не оставляют места воображению. По ночам люди чувствуют себя более свободными. То же самое относится и ко мне – я могу оставаться полностью незамеченной.

Для меня работа ночью – это глоток свежего воздуха. Я наблюдаю людей, которые как будто играют сами себя, скрытые от посторонних глаз темнотой.

Как бы вы описали идеальные условия для вашей работы?

Умение быстро реагировать на изменения в освещении приходит лишь с практикой. Мне нужно было долго тренироваться, прежде чем я смогла идеально подстроиться к тем условиям, в которых снимаю. Некоторые фотографии из экспозиции были сняты при весьма интересных обстоятельствах. Было очень тусклое освещение и вдруг какой-то видеооператор, работавший в том же самом месте, где и я, включил вспышку. Я оказалась как раз в нужном месте, чтобы сделать свой снимок и снова остаться незамеченной.

В фильме, который скоро будет продемонстрирован в центре братьев Люмьер видно, что некоторые мои снимки трудно даже напечатать, потому что они все об игре света и тени. Порой меня просто захватывает необычный луч света, пронизывающий темноту.

Что вас привлекает в камерах Leica?

Когда семь лет назад я решила, что хочу снимать ночью, то Leica стала естественным выбором, потому что я не хотела брать с собой всюду штатив и другое оборудование, но при этом хотела иметь лучший объектив из возможных. Тогда я приобрела камеру Leica M7 и один объектив 50 мм. Это до сих пор единственный объектив, который у меня есть.

Опишите, пожалуйста, процесс своей работы.

Я бы сказала, что все получается само собой. Я выхожу с камерой на улицу, иногда в сопровождении знакомых, которые могли бы сыграть роль секьюрити. Порой я могу рисковать, появляться в неспокойных местах. Когда я на каком-либо мероприятии, то обычно не стою на месте, а хожу среди гостей, разыскивая интересные сюжеты. И прелесть Leica в том, что привыкшие к громоздким объективам люди даже не замечают меня и мою камеру.

Что вам необходимо для вдохновения?

Сама жизнь вдохновляет. Каждый человек сам по себе уникален. Я знаю так много людей, которые никогда не обращают внимания на детали. Но в деталях и есть вся суть. Они так много упускают!

Не хотите ли прогуляться с фотоаппаратом по ночной Москве?

Да, было бы неплохо выбраться куда-нибудь сегодня вечером (смеется).

Спасибо, Вэнди!