Питер Тёрнли. Мгновения человеческого существования. Часть вторая

Мы уже знакомили читателей с первой частью интереснейшего рассказа о себе признанного фотожурналиста Питера Тёрнли. Представляем продолжение, дополненное кратким интервью, из которого можно узнать, как сделать по-настоящему сильные кадры, трогающие сердца, какие черты характера необходимы начинающему фотографу, чтобы стать профессионалом своего дела, и что снимки говорят о своих авторах. Вместе с рассказчиком мы возвращаемся на 25 лет назад, в поворотный момент мировой истории, во многом определивший наше настоящее.

«Меня наполняет смирение и надежда, когда я думаю о том, сколько раз, путешествуя по миру, я встречал людей, для которых первостепенное значение имели не их профессия или благосостояние, но достоинство, мужество и неизменное благородство, проявляющееся во всех их жестах и поведении».

TL012356

– Революции в Восточной Европе, падение Берлинской стены и развал Советского Союза глубоко тронули меня. Я часто вспоминаю тот день 1991 года, когда Нельсон Мандела впервые выступил в прямом эфире, после двадцати семи лет заключения в тюрьме Виктор-Верстер в пригороде Кейптауна. Я был свидетелем голода, геноцида и миграций народов в результате военных конфликтов по всему миру.

Вспоминаю то утро в 1989 году, когда после ночного перелета я приземлился в Берлине и немедленно отправился на пропускной пункт «Чарли», где стал свидетелем, как тысячи граждан Восточной Германии пересекали границу ФРГ, после падения Берлинской стены, главного символа «холодной войны». В том же году я снимал восстание китайских студентов, боровшихся за демократию, на площади Тяньаньмэнь, чей пыл и вдохновение были уничтожены военной техникой Китайской армии. Меня вдохновляли многие люди, участвовавшие в этих событиях и сумевших сохранить достоинство, честь и самообладание перед лицом невероятных испытаний.

TL003170

Память вновь и вновь возвращается к тем моментам, когда мне довелось оказаться рядом с людьми, оставившими след или изменившими ход мировой истории, такими, как Горбачев, Ельцин, Путин, Каддафи, Арафат, Мандела, Мубарак, Тэтчер, Миттеран, Шрёдер, Хонеккер, Чаушеску, Кастро, Рейган, Буш-старший, Клинтон, Обама, Мохаммед Али, принцесса Диана и папа Иоанн Павел II. Я часто вспоминаю ту уникальную энергетику, которой обладали эти люди, независимо от того, были ли они обходительны и харизматичны или не имели этих качеств. Вспоминая всё, что видел, и всех, кого встречал, я часто спрашиваю себя: удалось ли мне показать их так, чтобы все ощутили то же, что и я?

Жизненные уроки фотографа по призванию

– Я часто думаю, чему человек может научиться, будучи фотографом. Вспоминаю спокойное и полное достоинства выражение глаз людей, имевших полное право на отчаяние, ведь их жизнь была полна страданий; но они предпочли сделать иной выбор и несли свою тяжкую ношу с достоинством, мужественно и смиренно. Я видел это в манере держаться, в жестах и глазах беженцев со всего мира, людей, у которых не осталось ничего, кроме собственного разума и тела, людей, решивших не вторгаться в жизнь других и гордиться тем, что они содержат свой крошечный навес или шалаш в чистоте, а главное, поставивших выше собственных нужд, заботу о близких. Перед глазами часто встает врезавшаяся в память картина, мать из Эритреи, много недель проведшая на жестком, грязном полу рядом со своим умирающим ребенком в полевом госпитале в Восточном Судане.

ethiopian-refugee

Меня наполняет смирение и надежда, когда я думаю о том, сколько раз, путешествуя по миру, я встречал людей, для которых первостепенное значение имели не их профессия или благосостояние, но достоинство, мужество и неизменное благородство, проявляющееся во всех их жестах и поведении. Воспоминания об этих людях, проявляющих величие духа в тяжелых обстоятельствах, помогают мне не унывать в минуты сомнений.

Несчетное количество водителей и переводчиков рисковали жизнью, помогая мне освещать конфликты в Ираке, Израиле, Чечне, Боснии, Афганистане, Сомали, Руанде, Гаити и многих других странах. Я думаю и о том, как много узнал о красоте, красоте человеческого духа и тела, встречаясь с массой людей по всему земному шару – а объездил я более 90 стран.

Меня часто спрашивают, как мне удалось не превратиться в пресыщенного циника,  не стать пессимистом в отношении человечества – ведь я видел столько страданий, отчаяния, так много конфликтов. Я отвечаю – честно и правдиво, – что многие человеческие поступки меня огорчают, причиняют мне боль и бросают вызов моему оптимизму. Но всякий раз, подводя итоги тому, что видел, я вспоминаю, сколько раз встречал людей,  вопреки всему сохранивших благоразумие и позитивный настрой, и их пример дает надежду.

romanian-factory-worker

Искусство фотографии непрерывно развивается; меня вдохновляет и делает оптимистом тот факт, что современные цифровые технологии дают каждому возможность высказаться и затронуть сердца людей с призывом к нашей общей ответственности за мир.

Моя собственная карьера фотографа развивалась параллельно с теми масштабными изменениями, которые происходили в мире фотографии. Я всегда считал искусство фотографии и средства коммуникации в широком смысле неким посланием в будущее, нескончаемой историей. И я очень внимателен к новым возможностям, которые предлагает меняющееся время, равно как и к тем «поворотным» моментам истории, которые предлагают нам себя, словно подарки, чтобы мы могли запечатлеть их.

За последние несколько лет, в журнале Harper’s Magazine были опубликованы десять моих фотоэссе по восемь страниц. Эти эссе рассчитаны на визуальное восприятие, в них почти нет слов, разве что заголовки и краткие подписи под снимками. Пользуясь огромными возможностями самовыражения, которые дают телевидение и Интернет, я адаптировал несколько фотоэссе для TV, совместив статичные изображения с записью собственного голоса.

Фотографией можно заниматься в полном одиночестве. Но я всегда страстно стремился делиться чувствами и видением, ожидал отклика. Я не смог бы сделать то, что сделал, в одиночку. И мне повезло: меня поддерживали и окружали замечательные редакторы, коллеги, а также семья, всегда помогавшая мне в путешествиях. Возможность делиться опытом и радостью от процесса фотографии с братом, Дэвидом Тёрнли, лауреатом Пулитцеровской премии в области фотографии, стала еще одним даром судьбы. Я также благодарен сотрудникам трех лучших фотоагентств в мире: Rapho, Black Star и Corbis – за то, что они всегда помогали и сейчас помогают мне публиковать работы, делиться зрительными впечатлениями со всем миром.

brazil

Я провожу недельные мастер-классы по всему миру. С ними я побывал в удивительных городах: Буэнос-Айресе, Рио, Стамбуле, Париже, Нью-Йорке, Севилье, Мумбаи, Гаване и Венеции. Мне нравится разделять радость от увиденного со студентами. Отдавая ученикам свой опыт, я чувствую, что поступаю правильно – ведь другие люди много отдавали мне самому в течение всей моей жизни.

Большую часть жизни я занимался фотожурналистикой, однако при этом я всегда чувствовал, что подлинное самовыражение фотографа, вершина мастерства воплощаются в фотоальбомах или снимках в рамках и с подписью, которые вешают на стену и над которыми люди часто задумываются. На данный момент у меня издано пять книг, и задумано еще несколько.

Я счастлив, что многие из моих фотографий украшают дома людей. Мне нравятся эффектные фотоснимки с подписями, которыми владелец может гордиться, и меня очаровывает красота классической «серебряной» фотопечати. Мне посчастливилось стать близким другом одного из величайших мастеров фотопечати, живущего в Париже; он до сих пор печатает мои черно-белые снимки. На протяжении тридцати лет он печатал работы Картье-Брессона, напечатал также большинство снимков Куделки.

paris-la-rue-de-lappe

Фотожурyалистика для меня всегда была средством коммуникации, провокацией, вдохновением. И, конечно, прежде всего, это способ документировать историю. Фотокамера стала моим голосом, и я кричал о несправедливости, но также – о красоте и добре. Мои тело и душа были открыты для человека в самом широком смысле, всем его состояниям, от величайших до самых жалких.

Я продолжаю верить и надеяться, что самые лучшие истории еще впереди. Охотясь за ними, я брожу по улицам, навострив уши и широко раскрыв глаза. Однажды вечером за бокалом вина в ресторане La Tartine в Париже мой дорогой друг Эдуар Буба дал мне совет: «Питер, если твое сердце и глаза открыты, то сюрприз ждет тебя за каждым углом».

Как вы считаете, какая черта вашего характера сыграла решающую роль в том, что вы сделали выдающуюся карьеру как фоторепортер и художник и вот уже сорок лет остаетесь одним из лучших в профессии?

В основе искусства фотографии – желание делиться результатами наблюдений, выражать свои чувства, ощущения, мимолетные и постоянные. Камера в этом процессе – не более чем инструмент, главное – это то, что мы хотим выразить. Инструмент, который мы выбираем для визуального повествования, становится нашим близким другом, он помогает и сопутствует нам в путешествии; и важно выбрать себе хорошего друга, которого мы могли бы любить и даже восхищаться им.

Наши работы многое говорят о том, кто мы такие, и даже – кем хотим быть. Фотоснимки – это выражение наших страстей, они повествуют о вещах, которые мы любим и ненавидим, которые сбивают нас с толку и вызывают у нас любопытство. На самом деле фотоснимки – это не только истории об увиденном мире; это также наше завещание и наследство.

Мне очень повезло: с самого детства я был неисправимо любознателен, мне было интересно все, что касалось жизни и людей. Я чувствую, что учусь чему-то важному при каждой встрече, приобретая любой опыт, выношу что-то новое из всего, что вижу и воспринимаю. Мне также колоссально повезло встретить так много людей, подававших пример благородства, великодушия, искренности, даже в необычайно тяжелых условиях, и эти примеры научили меня верить: жизнь сама по себе прекрасна. Это придало мне сил следовать своей страсти: делиться с миром историями из жизни.

the-west-bank

Какой совет вы могли бы дать начинающим фотожурналистам и людям, занимающимся художественной фотографией, желающим научиться выражать свои эмоции достоверно и стать профессионалами?

Фотография и другие визуальные искусства переживают сейчас удивительный момент. Никогда еще у нас не было возможности общаться на языке визуальных форм так свободно и быстро, как теперь, благодаря современным технологиям и Интернету. А ведь именно такое общение – квинтэссенция искусства фотографии. Как и в случаях с другими формами коммуникации – литературой, музыкой, кино, танцем и т.д., – очень важно думать о том, что помогает нам стать самими собой, стать личностью, а также о том, что мы хотим сказать своими фотографиями. Это не обязательно должно идти от головы – по-настоящему спонтанное наблюдение или восприятие мира может оказаться сильнее, «дойти» до зрителя эффективнее. Наверное, лучший совет: не концентрироваться на технике фотографии, а сначала подумать, что вы хотели бы сказать с ее помощью.

Великие писатели редко обсуждают ручки или ноутбуки, которыми пользуются; они обсуждают идеи, которые можно выразить на бумаге. Фотография – полноправное средство коммуникации, и в этом отношении она не отличается от остальных искусств; я бы не уделял столько внимания параметрам камер и прочей технике. Мне кажется, стоит обратиться к фундаментальным вещам, например, идеям, которыми можно поделиться посредством фотографии, каким-то открытиям. Вот о чем следует думать человеку, желающему серьезно заняться фотографией. Нужно также научиться следовать своему сердцу и инстинктам – это лучший компас в жизненном море.

haiti-sunday-morning-church-service

Вы прожили долгую и замечательную жизнь в фотографии, создали множество разнообразных снимков. Что вы считаете своим главным достижением?

Вся моя жизнь, отданная фотографии, – это попытка расшевелить равнодушных, привлечь внимание к тяготам человеческой жизни, к тем, кто страдает от несправедливости, на кого обрушились все невзгоды; я также настаиваю на том, что в жизни есть красота, поэзия, справедливость и добро. Мне хочется думать, что мои фотографии – истории, рассказанные ими –  находят отклик в сердцах людей, как некогда нашли в моем.

via The Leica Camera Blog

(Visited 196 times, 1 visits today)



2 комментария к записи
«Питер Тёрнли. Мгновения человеческого существования. Часть вторая»

  1. Вадим:

    Блестящее интервью! Спасибо.

  2. Cпасибо, Вадим, за отзыв.

Оставить комментарий