Агентство Magnum и уходящее мастерство ручной печати

Журналистка и редактор Сара Колман родилась в Англии, живет и работает в Нью-Йорке и пишет об искусстве в различных его проявлениях. Среди интересующих ее тем — кино, литература и фотография. Последним двум посвящен блог, который ведет Сара Колман — The Literate Lens. Одна из недавних статей в блоге посвящена теме ручной печати в контектсте истории фотоагентства Magnum.

«Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с Пабло Инирио, ведущим мастером по ручной печати фотоагентства Magnum в Нью-Йорке. Узнав о банкротстве фирмы Kodak, я вспомнила нашу беседу и задумалась о хрупкости таких устаревающих носителей информации, как книги, пленка и серебряно-желатиновые отпечатки.

Портрет Джеймса Дина на Таймс-сквер, снятый Деннисом Стоком, с деталями для печати Пабло Инирио

Инирио выпала честь работать с самыми что ни на есть культовыми изображениями. В его крошечной лаборатории я видела известный портрет Джеймса Дина на Таймс-сквер, снятый Деннисом Стоком, и фотографию Че Гевары с сигарой работы Рене Бурри. Все отпечатки покрывали извилистые линии и цифры – сложные указания для печати: в этом месте осветлить на несколько секунд, а там − затемнить… Неужели за шесть секунд силуэт здания позади Дина можно сделать более четким? Почему бы и нет, если все дело в температуре химикатов!

Увы, искусство ручной печати умирает. Повсеместное закрытие фотолабораторий связано с тем, что фотографы отдают предпочтение пикселям и принтерам, позабыв о пленке и серебряно-желатиновых отпечатках. Почти каждый фотохудожник, с которым в течение последних 15 лет мне приходилось беседовать, с волнением описывал момент первого появления изображения на бумаге, погруженной в проявитель. Сложно себе представить, что нынешние фотографы будут также восторженно петь дифирамбы своему первому опыту цветовой калибровки монитора.

Анри Картье-Брессон на «Марше на Вашингтон». Размытая фигура на снимке – Мартин Лютер Кинг. Фото Боба Энрикеса

Мне стало любопытно, как реагирует Magnum на распространение цифровых технологий, и я позвонила Инирио. Он по-прежнему работает там, пользуясь заслуженной репутацией мастера своего дела и завзятого балагура. По мнению Инирио, за три года, прошедших с нашей последней встречи, в Magnum мало что изменилось. После того как фирма Agfa прекратила свое существование, Инирио пришлось перейти на Ilford; он надеется, что за долги Kodak у него не отберут ванночку с закрепителем; «а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо». «Коллекционерам и галереям необходимы аналоговые отпечатки; им просто нравится, как они выглядят», – сказал он. Инирио по-прежнему выполняет заказы на печать, получая их от фотоархивов и наследников таких фотохудожников, как Деннис Сток или Анри Картье-Брессон. Эти отпечатки экспонируются на выставках, публикуются в книгах и попадают в частные коллекции. «Я все еще при делах, хотя, похоже, уже отчаливаю», – закончил он с усмешкой.

И хотя в Magnum уже давно идет процесс оцифровки архивов, Инирио сложно уговорить перенести свои навыки в царство цифры. Он говорит: «Согласен, в цифровых отпечатках есть свое обаяние, но аналоговым присущи особая сила и глубина». Инирио полагает, что лабораторная печать никогда не исчезнет, добавляя: «Люди все еще изготавливают дагеротипы».

Архивы Magnum хранят отпечатки самых смелых и высокохудожественных образцов фотожурналистики. Фоторепортеры агентства были в первых рядах в течение более чем шести десятилетий. Взлет Magnum начался в 1947 г., когда Роберт Капа, известный репортер, борец за права фотографов, собрал команду друзей, заложив тем самым основу коллектива. Именно эта небольшая команда с честью справилась с созданием фоторепортажей о таких знаковых событиях, как убийство Ганди, основание государства Израиль, а также о жизни в Советском Союзе во время первого этапа «холодной войны». Агентству Magnum удалось запечатлеть основные события мировой истории со страстью и чутьем, присущими только его фоторепортерам. Неслучайно представители Magnum Алекс Майоли и Паоло Пеллегрин были отмечены престижными наградами на конкурсе World Press Photo 2012: один – за фотографии демонстрантов на площади Тахрир в Каире, другой – за фотосерию о Японии, пережившей цунами.

Воспоминания Роберта Капы «Скрытая перспектива», впервые опубликованные в 1947 г., доступны сейчас в популярной серии издательства Modern Library. Стоит ли говорить, что это в высшей степени живая и бескомпромиссная книга. Мне очень нравится рассказанная в самом начале история о том, как в 1942 г. капитан корабля, на котором Капа возвращался в Лондон, чтобы стать военным фотографом, ошибочно принял его за кинорежиссера Фрэнка Капру; в знак благодарности он всю дорогу потчевал капитана выдуманными сплетнями о Голливуде и своих многочисленных романах с ведущими актрисами.

Невероятная личность Капы и трагические обстоятельства его жизни привлекали многих писателей. На прошлой неделе мне попался на глаза роман испанского автора, вышедший в 2011 г. и совсем недавно переведенный на английский Waiting for Robert Capa («В ожидании Роберта Капы»). В книге повествуется о любви Капы и Герды Тары, молодой женщины-фотографа, погибшей во время гражданской войны в Испании. Эта история была представлена также на прошлогодней фотовыставке в The Mexican Suitcase – Международном центре фотографии в Мехико. Похоже, режиссер Майкл Манн получил право на экранизацию романа, так что я с нетерпением жду выхода фильма и непременно напишу на него рецензию.

Портрет Одри Хепбёрн с пометками для печати Пабло Инирио. Фото Денниса Стока

В агентстве Magnum, как и в ручной печати в целом, сейчас происходит смена парадигм. Значимость фотожурналистики в современном медийном пространстве ощутимо падает, так что фотографам приходится искать применение своим профессиональным навыкам в других областях. Такие фотоагентства, как Magnum, вынуждены находить новые формы сотрудничества с некоммерческими и корпоративными спонсорами. Тем не менее Magnum продолжает существовать… и мне приятно представлять себе Инирио, сосредоточенно склонившегося над своими отпечатками в фотолаборатории, – живое продолжение и символ традиции, начало которой было положено в 1947 г. в первом офисе Magnum».

Оригинал статьи в блоге The Literate Lens.

(Visited 22 times, 1 visits today)



6 комментариев к записи
«Агентство Magnum и уходящее мастерство ручной печати»

  1. SANAN ALESKEROV:

    Благодарю за интересный материал ! ))

  2. VEN:

    Отличная статья, отличные ссылки!
    Респект!

  3. Лев Шварц:

    Потрясающий Материал.
    Само понятие ручной печати никогда не умрёт.

  4. Спасибо, друзья, за отзывы.

  5. Артём:

    Кстати картинки в самом блоге можно открыть на весь экран, чтобы разглядеть детально!

  6. Елизавета!:

    У меня преподаватель был-ярый сторонник плёночных снимков и коллекционер плёночных фотоаппаратов.
    Своей страстью заразил нескольких человек в группе.
    Мы,в свою очередь,заразим ещё кого-нить.
    Ручная съёмка НИКОГДА не умрёт!;))

Оставить комментарий