Тимофей Колесников: «Мне нужны вы, а не ваш образ!»

Посол российской Leica и создатель блога Tim Diary Тимофей Колесников буквально за год стал одним из самых модных светских фотографов Москвы. Двухметровый молодой человек с компактной камерой на шее и едва заметным значком Leica на лацкане пидажка, он прославился своими черно-белыми снимками, на которых люди зачастую выглядят даже выигрышнее, чем в жизни. О секрете своего мастерства, ближайших проектах и планах на будущее Тимофей рассказал в нашем блоге.

Это правда, что будучи подростком и проживая в Салехарде, ты занимался социально-политической фотографией?

Правда. Мне всегда было интересно, как живут люди. Закончив школу, я пришел в редакцию социально-политической газеты «Полярный Круг» и на встрече с главным редактором, сказал: «Если вы хотите интересные репортажи, то считайте, что они сами к вам пришли!» Амбициозно? Вот такой я был человек. Чем ты моложе, тем меньше стереотипов, шаблонов, нужно пробовать и еще раз пробовать. В итоге работу мне дали, все началось с доверия — с ним продолжается и сейчас.

Что это была за камера?

Я ребенок цифровых технологий и моя первая камера была — Sony R1. 2005 год…точно помню как это было — я снимал все, что видел: закаты, рассветы, насекомых, людей, архитектуру. Преимущество камер с задержкой в том, что они учат тебя быть внимательнее и предвидеть момент. Чтобы снимать людей, я снимал все подряд несколько лет.

Что было дальше?

Дальше было развитие. Я никогда не ходил на мастер-классы и лекции, пользовался подсказкой: «Чтобы качественно передавать свои мысли — нужно много снимать». А снимал я каждый день, совершенно каждый. Это было моим увлечением и приносило доход. Неплохо для подростка, который живет в городке на Полярном круге, с населением 40 000 человек. Зимой температура достигала — 50º. Каждый день я просыпался с мыслью — живу не в том месте, где должен. Когда ты что-то осознаешь, действия приходят незамедлительно. Редакция газеты помогла мне организовать выставку, на которой я показывал около тридцати черно-белых работ. Среди гостей были представители местной власти и губернатор округа. А когда на твоей выставке губернатор со свитой, а тебе 17 лет, тебя как током бьет — что дальше? Во время выставки — чувство эйфории, после — чувство, что ты живешь в лифте, скучном холодном лифте.

Но тебе действительно было интересно делать социальные сюжеты? Тебе это нравилось?

Да, возможно, я хотел показать людям насколько они жестокие, возможно, мне просто нравились фактурные старики и полуразрушенные здания. Одно я помню точно — эмоции от фотографий — люди не оставались равнодушными. Что может быть приятнее для фотографа?

Однако за основную тему ты все-таки взял моду. Что повлияло на твой выбор?

Политика стала для меня однообразной, она ведь и правда однообразная. Замкнутый круг. «Социальный период» у меня уже прошел и я искал что-то новое. Для провинциальных людей мода — мир, полный удовольствий, эстетической красоты. Журналы Vogue, GQ, Elle это подтверждали, предлагая мне новое направление. Тем более к тому моменту я еще не снимал в студии, а только хотел. Вот тебе и место для шага вперед.

Понятно, что многие из поколения тридцатилетних росли на журналах вроде «ОМ» или «Птюч». Но это была совершенно другая история – глянцевая пресса еще не успела продаться рекламодателям с потрохами. Ты существенно моложе и поэтому, достигнув сознательного возраста, должен бы читать уже другие журналы.

Единственный журнал, который я читал — это Esquire. У него есть своя идеалогия. Что касается остальных изданий, мне они подходили больше визуально, я вдохновлялся съемками и создавал что-то свое. В словах и так мало правды, а в глянцевых тем более. К тому моменту модный контент распространялся уже во всю в интернете и большую часть я брал оттуда. Да и не я один, фотографы собирались в сообщества, там и делились опытом. Практические советы гораздо полезнее теоретического недопонимания. В данный момент мне интересно работать над созданием журналов, читать — по-прежнему нет.

В 2005 году Тимофей Колесников, в том виде в каком он есть сейчас, вряд ли бы появился, хотя бы по причине малой популярности фэйсбука и блогов, равно как и по причине отсутствия культурного контекста. Ты ощущаешь свою зависимость от этих условий?

Что ты ответишь, если я спрошу: «Чувствуешь ли ты зависимость от свободы?» Интернет дает тебе массу возможностей. Когда ты работаешь в определенном издании — ты в его формате. Выйти за рамки не получится, ты принял условия игры. При создании своего блога — ты и есть главный редактор, фотограф и вся команда в одном лице. Ты сам решаешь, что идет в номер, а что лучше убрать. Каждый адекватный человек, на мой взгляд, стремится к свободе выбора, свободе слова. Общество зачастую формирует личность, а что мешает личности формировать вкус общества? Интернет здесь — как «карты в руки». Мы зацикливаемся на возможностях, а главное дело в желании.

Некоторые мэтры утверждают, что каждый фотограф должен обязательно пройти через аналоговую камеру. Ну как настоящий диджей должен уметь играть на виниловых пластинках.

Человек, который снимает более тридцати лет, это еще не мэтр фотографии. С такими мыслями — скорее, псевдомэтр. На мой взгляд, каждый фотограф должен пройти через фильтр осознанности. Фотография — это свободный полет, в ней нет таких слов как «должен» и «обязательно». Другой вопрос в том, что фотограф, снимающий постоянно на цифровую камеру теряет то неповторимое эстетическое удовольствие от пленки. Цветопередача, зерно, работа в темной комнате и печать. Это магия. Съемка на аналоговую камеру дисциплинирует, предлагает обдумывать каждый кадр — это прекрасный опыт для перехода на эффективное использование цифровой камеры. А «должен» и «обязательно» — это скорее для работников государственных ведомств и банкиров.

Ты считаешь, что внедрил достаточно новый для Москвы жанр светской фотографии?

Хотелось предложить более свободный формат, альтернативный существующему. В светской тусовке слово «доверие» практически вычеркнуто из словарного запаса, к этому все привыкли. Раскрыть светскую личность гораздо сложнее, чем поощрить ее образ очередной наигранной фотографией. Образы можно оставить на пресс-волле, они отлично сочетаются с рекламой за спиной. Многие светские персоны — интересные люди, с ними есть о чем поговорить, об этом моя фотография. Легче, все намного легче. Когда на мероприятии я вижу светского хроникера с компактной камерой в руках — мне приятно. Возможно, этот парень знает больше других.

Но, согласись, мало людей, кто сегодня не в образе. Все носят ту или иную маску. Снимая бедняков на улице, ты обнаружишь больше естественности, нежели если снимать какого-нибудь видного завсегдатая Love Boat.

Главная привилегия в жизни — быть собой! Можно быть грустным или веселым, доброжелательным или злым, но ходить в «маске» нельзя хотя бы потому, что этому свойству не найти никакого оправдания. Я открыт и ко мне открыты, а мне нравится, когда ко мне открыты. Ты можешь нажать на кнопку в самый неожиданный момент, затем стоит хорошенько подумать — стоит ли эту фотографию показывать широкой аудитории? Выбор фотографа и формирует отношение к нему.
Есть фото, которые я вообще никому не показывал.

От обычного светского фотографа ты отличаешься тем, что твоя фотография неотделима от тебя самого, как ты к этому пришел?

Ты знаешь, меня сформировала собственнная лень. Я просто разглядел ее сильные стороны. Раньше, снимая с неподъемных камер, объективов и вспышек на выносе, я придавал большое значение технике. В какой-то момент мне надоело физически таскать всю эту хрень и я сказал: «Парень, попробуй снимать мыльницей!» И парень попробовал. Знаешь, когда у тебя есть 100% внимания, отдай лучше его общению с моделью — это гораздо важнее, чем какая-то там техника. Когда человек к тебе расположен, нажать на кнопку ты всегда успеешь.

Многие глянцевые журналы, публикуя светскую хронику, переводят кадры с не самыми красивыми людьми в черно-белый цвет. Это маскирует физические недостатки. Ты специализируешься как раз на ч/б. Нельзя не согласиться, что это несколько упрощает задачу показать людей в лучшем свете.

У многих глянцевых журналов в редакторском составе большие недостатки, если такая логика приветствуется. Моя любовь к черно-белой фотографии идет с самого детства и имеет свои причины. А вообще, где выигрышнее смотрится цвет, то зачем снимать ч/б? Особенно в моде и рекламе. Не стоит ограничивать себя — я снимаю и цвет тоже, просто гораздо реже. Когда ты просматриваешь цветную фотографию, большая часть внимания уходит на восприятие деталей, в черно-белой фотографии ты сразу переходишь к сути.

Сегодня ты являешься послом компании Leica в России. И работаешь именно с камерами этой марки. Говорят, Leica – очень сложный фотоаппарат, гораздо сложнее Canon или Nikon. Что он тебе дает?

Отличный вопрос. В жизни, когда ты выбираешь сложный путь — он всегда интереснее. В случае с выбором камеры примерно также. Мне нужна особенная картинка. Canon и Nikon — рабочие лошадки и мэйнстрим, я сравниваю эти компании с деятельностью нашего шоу-бизнеса. Leica же — больше андеграунд в качественном значении этого понятия.

Твой блог Tim Diary становится все более популярным. Была ли на него какая-то международная реакция?

Редактор журнала Dazed and Confused предложил мне вести свой раздел на их официальном блоге Satellite Voices. Мотивация! Кто-то называет меня хулиганом, но я говорю об одном: «Будьте легче!» Европейцы отлично понимают, как это. Сейчас обсуждаем мою выставку в Париже и Берлине. Я благодарен своей команде за то, что ребята дают мне возможность создавать и не думать о бумагах, условиях и прочей ерунде.

А чем тебя вдохновляет Москва и вдохновляет ли вообще?

В Москве много возможностей, интересных людей и самое главное — неповторимый интерес к деятельности. У кого-то он мотивирован тотальным зарабатыванием денег, у кого-то творчеством. Мой интерес — найти эту середину. Москва переживает время, события которого меня вдохновляют. Инициатива в культуре не наказуема, все ждут новое. Своеобразные 90-е, только без стрельбы на улицах.
Пока не лезу в политику, я буду развиваться.

В каком-то смысле ты выступаешь коммуникатором, посредником между людьми – ты публикуешь их фото в фэйсбуке и блоге после вечеринок, а они потом живо все это обсуждают. Ну или хотя бы просто ставят пресловутый like. Ты считаешь, что сближаешь, вдохновляешь людей?

Одно я знаю точно — чем больше интересных художников, тем меньше скучных менеджеров. Фотография — отличное средство связи!

(Visited 238 times, 4 visits today)



7 комментариев к записи
«Тимофей Колесников: «Мне нужны вы, а не ваш образ!»»

  1. Vadim:

    Тимофей, абсолютный респект вам!

  2. ak:

    Отличное вью, дьявол!:))

  3. Александр Черниговский:

    Тимофей Колесников — герой нашего времени!

  4. Лу:

    Вот, же умничка!!!!!!!!!!!!!

  5. белоконь:

    Ебанический молодой прогрессивный человечище!!!! )))

  6. Лена:

    Тим вью просто отличное!Молодец!!!!

  7. Elena:

    Великолепно. Если можно было бы поставить «лайк» минимум десять раз — я бы сделала это.

Оставить комментарий