Февраль 15, 2012

Обзор объектива Leica Summilux-M 50mm


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Фокусное расстояние – 50 мм
Эквивалентное фокусное расстояние (для камеры Leica M8) – 67 мм
Диапазон диафрагм – 1,4–16 (шаг 1/2 ступени)
Количество лепестков диафрагмы – 9
Диапазон фокусировки – от 0,7 м до бесконечности
Количество линз/количество групп – 8/5
Угол зрения (по диагонали, по горизонтали, по вертикали) – 47о, 40о, 27о
Фильтр (диаметр и шаг резьбы) – М46 х 0,75
Размеры объектива – Ø 54 мм, длина 53 мм
Вес – 335 г
Производится – с 2004 г. по настоящее время

РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Нижеприведенные графики взяты из технической документации к объективу.

Первые два графика – это графики MTF объектива при диафрагмах 1.4 и 5.6 соответственно. График MTF отображает контраст объектива от центра к краям в сравнении с идеальным объективом, который бы передавал 100% проходящего через него света. По вертикальной оси – коэффициент пропускания света через объектив (в процентах). По горизонтальной оси – расстояние от центра объектива к краям в мм (0 мм соответствует центру).
Сагиттальные линии (сплошные линии на графике) соответствуют паре линий, которые проходят параллельно к центральной диагональной линии, проходящей через середину объектива от нижнего левого угла к верхнему правому.
Меридианные (тангенциальные) линии (пунктирные линии на графике) соответствуют парам линий, которые также проходят параллельно к центру объектива и проходят через середину, но идут от верхнего левого угла к нижнему правому углу (под углом 90º к сагиттальным линиям). Измерения проводились для выяснения способности объектива воспроизводить низкие (5 и 10 лин/мм – первая и вторая сверху сплошные и пунктирные линии), средние (20 лин/мм – третья сверху сплошная и пунктирная линии) и высокие (40 лин/мм – нижние сплошная и пунктирная линии) пространственные частоты (разрешения).
Третий график (Relative Distortion) – график относительной дисторсии. По графику видна небольшая «бочкообразная» дисторсия менее 0,5%. Это нормально.
Четвертый график (Vignetting) – виньетирование объектива (снижение освещенности по краям кадра). Приведены кривые для трех значений диафрагмы.

ВВЕДЕНИЕ

Хотя выражение «сколько людей – столько и мнений» абсолютно справедливо, однако мнения разных людей относительно объектива Summilux-M 50 mm f/1.4 ASPH – лучший 50-мм объектив! – очень часто совпадают (фирма Leica, к примеру, прямо декларирует это). Понятно, что звание «лучший из всех» на самом деле – вещь субъективная, зависящая от вашей личной оценки. Тем не менее, если взглянуть на Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH с технической, оптической и механической точки зрения, то вам будет нелегко что-нибудь противопоставить сложившемуся мнению. Поскольку, внимательно изучив данный объектив, вы будете вынуждены мысленно поставить галочки против каждой строки списка самых современных технологических инноваций в области изготовления объективов.

Объектив Leica Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH был впервые представлен широкой публике в 2004 году как радикальное обновление объектива Summilux 50mm f/1.4 (по иронии судьбы в том же 2004 году свои новые стандартные объективы – Sonnar T* 1,5/50 ZM и Planar T* 2/50 ZM – представила и фирма Zeiss). Summilux 50mm f/1.4 входил в линейку 50-мм объективов Summilux, выпускавшихся с 1961 года (точнее, с 1959-го, но тогда еще не под маркой Summilux). Оптическая схема этих объективов практически не менялась на протяжении 43 лет, и сейчас такие объективы Summilux называют «доасферическими». Их конструкция полностью исчерпала возможности традиционной оптической схемы, известной как двойной объектив Гаусса (планар1). Данная оптическая схема хорошо работает примерно до f/2 (свидетельством тому служит объектив Summicron-M 50mm f/2), а вот при относительном отверстии f/1.4 уже возникают сложности.

Следует заметить, что и в наше время у «доасферических» объективов Summilux есть свои приверженцы. Некоторые фотографы предпочитают «предельно беспристрастному» изображению, которое дают современные асферические объективы, «классический» рисунок объективов прошлых лет – «резкий, но вместе с тем нежный», по их определению. «Доасферические» объективы в целом отличаются более низким (в сравнении с асферическими) микроконтрастом изображения. Для них также характерно плавное снижение резкости от центра кадра к периферии. Данные факторы, а также склонность к светорассеянию привносили в изображения, которые создавали эти объективы, нечто особенное – то, что поклонники Leica с любовью называли the Leica glow – «теплый леечный свет». Различия этого рода и становятся в конце концов определяющими при выборе «самого лучшего 50-мм объектива» – и тот и другой превосходны, но все-таки у каждого свои технические и художественные особенности.

Summilux-M 50mm в разрезе

Новая ASPH-версия объектива получила свое название благодаря наличию в оптическом блоке линзы с асферической поверхностью (четвертая линза блока). Оптический блок объектива Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, как и блок объектива Summilux-M 35mm f/1.4 ASPH «FLE», имеют плавающий элемент. Он не упоминается в названии отдельно (как FLE), так как ASPH-версий данного объектива без плавающего элемента (не-FLE) не существует. Использование плавающего элемента (двойная задняя линза оптического блока) улучшает оптические характеристики объектива при съемке на малых дистанциях и предотвращает появление шифт-фокуса – расфокусировки объектива при закрытии диафрагмы – явления, с которым приходилось бороться при использовании Summilux-M 35mm f/1.4 ASPH без FLE. В конструкции объектива Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH есть даже некоторые особенности, присущие объективам-апохроматам, хотя, конечно, он не является APO-объективом. Все эти изменения ознаменовали рождение принципиально новых методов построения объективов в противоположность предшествующим методам, основанным на применении двойной гауссовской оптики.

ОБЪЕКТИВ

Первое, что бросается в глаза при взгляде на объектив Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, особенно, если вы уже сталкивались со светосильными объективами на SLR-камерах или даже на дальномерных камерах, таких как Voigtländer 35mm f/1.2 Nokton, так это его миниатюрность. Для заявленных технических характеристик объектив довольно компактен: по диаметру он сопоставим со многими объективами Leica (диаметр объектива лишь немногим больше диаметра его байонета). Как и предыдущие версии, объектив рассчитан на использование с ним фильтров Ø46 мм и имеет выдвижную бленду (уже новой конструкции), правда, Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH немного длиннее своих предшественников. Особенно это заметно при его сравнении с другим светосильным объективом линейки Leica – Summicron-M 50mm f/2. Для того чтобы вы могли наглядно оценить компактность Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH мы разместили камеру Leica М9 с этим объективом бок о бок с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM (конечно, без его огромной бленды).

Canon EF 50mm f/1.2L и Leica Summilux-M 50mm f/1.4

Несмотря на свои небольшие размеры, в руке объектив кажется на удивление массивным. Причем хромированный (серебристый) – в большей степени, нежели анодированный черный – вес 460 и 335 г соответственно. Причина такой разницы в том, что Leica, в отличие от других производителей, использует для разных версий одного объектива разные материалы. Для производства хромированной версии Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH применяется латунь, а для объектива в черном исполнении – алюминий. Механика объектива аналогична механике большинства объективов Leica; о ней можно сказать в двух словах: она превосходна! Никаких посторонних звуков и люфтов при вращении кольца фокусировки, а кольцо диафрагм переходит с легким щелчком на выбранное значение точно и без заметных усилий. Ход кольца фокусировки вязкий и плавный от упора до упора. Можно сфокусировать объектив, вращая кольцо фокусировки рукой, но предпочтительнее – одним пальцем (при должной практике) с помощью специального поводка фокусировочного кольца, который помогает быстро сфокусироваться, а также использовать предварительную наводку на резкость, не глядя на объектив. Следует заметить, что объективы Zeiss ZM хотя и позволяют использовать предварительное фокусирование, но не имеют поводка фокусировочного кольца. А мелкие углубления под пальцы на фокусировочных кольцах некоторых объективов Voigtländer значительно менее удобны, чем большой выступ под палец кольца объектива Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH.

Summilux-M 50mm Chrome

В комплект поставки, как и для всех объективов Leica, входят: собственно объектив, внешняя и внутренняя коробки, инструкция пользователя, регистрационная карта пользователя и сертификат качества. Объектив поставляется с передней и задней крышками и в мягком кожаном чехле. Так как этот объектив начал выпускаться с 2004 года, а первая цифровая камера Leica M8 поступила в продажу в 2006 году, то не все объективы Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH имеют на байонете 6-битный штрихкод для распознавания их цифровыми фотокамерами. Но все объективы, выпущенные после 2006 года, снабжены таким кодом. Если на вашем объективе штрихкод отсутствует, вы можете выслать объектив непосредственно в компанию Leica, где такой код будет нанесен за символическую плату.

Фокусировка объектива точна настолько, насколько это вообще возможно (при условии, что состояние вашей камеры соответствует ее сертификату качества). Нет даже намека на смещение фокуса в любой точке диапазона расстояний фокусировки и при любой диафрагме – это явный признак того, что плавающий элемент оптического блока работает так, как и было задумано инженерами Leica. При полностью открытой диафрагме в кадре присутствует заметное виньетирование, которое начинает быстро снижаться уже при f/2. При диафрагме f/2.8 виньетирование обнаруживается лишь в самых углах кадра, а на f/4 оно полностью исчезает. Если на камере установлен объектив с 6-битным штрихкодом, а в настройках камеры выбрана опция «автоматическое распознавание объектива», то на диафрагме f/4 все еще будет присутствовать незначительное виньетирование кадра, зато на диафрагмах f/2 и f/2.8 виньетирование будет существенно ниже. В углах кадра нет никаких признаков хроматических аберраций, которые являются проблемой при использовании с камерами Leica M8 и M9 широкоугольных объективов.

Резкость – вот то, что при исключительной светосиле объектива непременно вызовет у вас трепет. Даже при полностью открытой диафрагме центр кадра удивительно резок с незначительным спадом к краям и углам. Вы можете легко и без беспокойства снимать на открытой диафрагме весь день напролет. Отличная резкость в центре кадра в сочетании с малой глубиной резкости при f/1.4 будто выталкивает объекты вашей съемки из фона. При закрытии диафрагмы на одну ступень (до f/2) резкость еще немного повышается, особенно по краям и углам, и на этой диафрагме в целом по полю кадра резкость уже лучше, чем у «чемпиона» прошлых лет – объектива Summicron-M 50mm f/2. Соответственно увеличивается глубина резкости и микроконтраст. При дальнейшем уменьшении относительного отверстия – до f/2.8 и f/4 – происходит выравнивание резкости по всей площади кадра. Максимальная резкость достигается при f/8. Дальнейшего прироста резкости и разрешения с закрытием диафрагмы не происходит вследствие того, что начинает сказываться такое явление, как дифракция. Наверное, излишне говорить – это само собой разумеется – о том, что при оптимальной диафрагме f/8, объектив Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH обеспечивает изумительное качество изображения на всей площади кадра. Диапазон диафрагм данного объектива заканчивается, как и у большинства светосильных объективов, на f/16 (в отличие от f/22 у менее светосильных объективов). Значение относительной дисторсии – менее 0,5%, что практически несущественно для любых применений и целей. Надо очень постараться, чтобы заметить ее проявление.

Блики при съемке в контровом свете даже при полностью открытой диафрагме чрезвычайно редки, так как их появление контролируется. Встроенная выдвижная бленда очень удобна, поскольку ее нельзя потерять, и к тому же она практически не влияет на габариты объектива. Как и для любого объектива, использование бленды для Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH настоятельно рекомендуется, хотя и без бленды он хорошо выполняет свою работу.
Некоторые вопросы возникли при использовании фильтров, поэтому отмечаем – и это относится к любым объективам – если вы решили постоянно «носить» на объективе какой-либо фильтр, будь то УФ-фильтр для защиты объектива или УФ/ИК-фильтр для М8, старайтесь покупать только лучшие фильтры из имеющихся на рынке.
«Боке» является понятием субъективным, и в этом смысле оно больше зависит от особенностей человеческого восприятия, чем от технических характеристик объектива. Новая ASPH-версия Summilux действительно отличается по характеру «боке» от своих «доасферических» предшественников. Объектив дает чуть более мягкий, менее «экспрессивный» рисунок той части изображения, которое оказалось не в фокусе, как будто под рассеянным светом, что довольно приятно само по себе. Характер «боке» Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, как и любого объектива, зависит от множества обстоятельств: расстояния от камеры до снимаемого объекта, расстояния от объекта до фона, особенностей самого фона. Но даже в случае предельно загруженного деталями пестрого фона при благоприятных условиях мелкие детали фона будут сглажены объективом и переданы без режущей глаз пестроты.
Коматическая аберрация находится под контролем – расфокусированные световые кольца и пятна сохраняют сферическую форму.

СРАВНЕНИЕ РАЗМЕРОВ ОБЪЕКТИВОВ

Сравним объектив Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH с его основными конкурентами – объективами Zeiss C Sonnar T* 1,5/50 ZM и Voigtländer 50mm f/1.1 Nokton. Вполне возможно, что кто-то может воспринимать Zeiss C Sonnar как «настоящий классический» объектив, а Voigtländer 50mm f/1.1 Nokton – как «супер-светосильный», но в нашем обзоре – это просто два объектива от основных конкурентов компании Leica с аналогичными характеристиками. Объективы сфокусированы на бесконечность, чтобы показать их наименьшую длину.

1. Сравнение проводится без надетых бленд или, в случае с Summilux, с невыдвинутой блендой.

2. Сравнение объективов с блендами. Zeiss C Sonnar T* 1,5/50 ZM со штатной блендой, Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH с выдвинутой встроенной блендой и Voigtländer 50mm f/1.1 Nokton с блендой LH-7(с прорезями), не входящей в комплект поставки данного объектива.

Как вы догадываетесь, все эти объективы, будучи установленными на камеры, загораживают часть видоискателя, тем более когда их бленды находятся в рабочем положении. Но так как кадрирующая рамка видоискателя, соответствующая объективу с фокусным расстоянием 50 мм, меньше, чем аналогичные рамки для объективов с фокусным расстоянием 28 или 35 мм, к примеру, то и урон от перекрытия объективом части видоискателя меньше, чем можно было бы предположить на первый взгляд.
Бленда объектива Zeiss C Sonnar T* имеет байонетное крепление, что позволяет быстро установить или снять ее с объектива. Минус в том, что на какое-то время ваша рука будет занята лишней деталью. С объективом Nokton настоятельно рекомендуется использовать именно бленду LH-7, так как прорези в ней обеспечивают дополнительный обзор при кадрировании и фокусировке. Однако установка и снятие этой бленды представляет собой более сложный процесс, нежели манипуляции со штатной блендой Sonnar, так как кроме собственно бленды необходимо установить и стопорное кольцо. А значит, у вас в руке появляются уже две дополнительные детали. Конструкция встроенной бленды Summilux, пожалуй, самая удачная из всех, так как здесь достаточно просто выдвинуть бленду и чуть повернуть ее, чтобы зафиксировать в рабочем положении. Опция фиксации выдвижной бленды в рабочем положении (то, чего не было, скажем, у объектива Elmarit-M 90mm f/2.8) может показаться мелочью, но такие мелочи существенно улучшают функциональность объектива. Так как бленда несъемная, то вы не рискуете потерять или забыть ее где-нибудь, да и ваши руки освободятся от лишней детали. Но самое главное то, что встроенная бленда практически не добавляет веса объективу и совсем чуть-чуть увеличивает его габариты, как в «сложенном», так в рабочем положении.

ПРОЧИЕ СООБРАЖЕНИЯ

К объективу Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH действительно трудно придраться, что делает этот обзор несколько пресным. Благодаря использованию в его конструкции современной оптической схемы, экзотических материалов, таких как оптическое стекло с аномальной частичной дисперсией, данный объектив обеспечивает превосходное качество изображения даже на полностью открытой диафрагме, что позволяет уверенно работать с ним на всем диапазоне диафрагм и фокусных расстояний. У объектива практически отсутствует дисторсия, полностью отсутствует шифт-фокус, объектив достаточно уверенно держит контровой свет и если у него и есть слабое место – то это виньетирование.

Summilux-M 50mm f/1.4

Однако если задаться целью найти недостатки, то следует обратить внимание на ценник. При его сравнении с ценами рядовых 50-мм объективов к SLR-камерам, предлагаемых производителями, просто захватывает дух. Из сопоставления с ценами на стандартные объективы к дальномерным камерам тоже очевидно: Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH достаточно дорог (настолько, насколько позволяет конкуренция), но по действующим стандартам Leica это «умеренная» цена (даже встречается определение «недорогой объектив»). Может быть и так, если вспомнить, что стоимость объектива Summilux-M 35mm f/1.4 ASPH «FLE» на $1000 выше. Из 50-мм объективов дороже только сверхсветосильный Noctilux-M 50mm f/0.95 ASPH. Его цена примерно в два раза выше цены на Summilux-M 35mm f/1.4 ASPH «FLE» и обусловлена рекордной светосилой объектива. А вот чуть менее светосильный Summicron-M 50mm f/2 стоит вдвое дешевле, чем Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH. Мораль? Светосила стоит денег! Но дело не только в цене: заметно обострение в соревновании габаритов и весов объективов. По этим показателям среди трех объективов – Summicron, Summilux и Noctilux – титул «Золотая середина» вполне ожидаемо и заслуженно получает Summilux – разумный компромисс между ценой, размером и весом. Все эти объективы имеют чрезвычайно высокую производительность, и в конце концов все упирается в вопрос: «Сколько светосилы вам достаточно?»
С камерой Leica M8, у которой кроп-фактор сенсора равен 1,33, любой 50-мм стандартный объектив будет почти «портретником», так как его эквивалентное фокусное расстояние приблизится к 67 мм. Таким образом, вы можете всерьез подумать о покупке 35-мм объектива в качестве стандартного вместо Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH. Это просто информация к размышлению.

И наконец оправдана ли стоимость Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH? Принимая во внимание качество механики, совершенство исполнения и то впечатление, которое он производит, следует признать, что найдется совсем немного объективов других производителей, которые можно сравнить с Summilux. Их объективы могут соперничать по тем или иным критериям с Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, но объектива лучше пока не сделал никто. Что касается оптики Summilux, то здесь, пожалуй, нечего добавить, она на самом современном уровне.И Zeiss C Sonnar T* 1,5/50 ZM и Voigtländer 50mm f/1.1 Nokton проигрывают Summilux при сравнении на открытой диафрагме. Более компактный Sonnar еще может конкурировать с Summilux на закрытых диафрагмах, но на максимальном относительном отверстии у него присутствует шифт-фокус. Nokton хорош и на полностью открытой диафрагме, особенно при средних ее значениях, но проблемы с шифт-фокусом есть и у него. К тому же он довольно большой и тяжелый. Что касается конструкции объективов и эффективности их работы при полностью открытой диафрагме (или диафрагме близкой к f/1.4) – это как раз то, в чем силен Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, и то, за что вы платите деньги. Не ищите среди современных светосильных объективов других производителей адекватную замену Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH. Если этот объектив вам не по карману, то лучше обратите свой взор на более ранние версии светосильных объективов. Их светосила немного меньше, но резкость при максимальном относительном отверстии вполне хорошая и имеет тенденцию к улучшению при закрытии диафрагмы. Так, Voigtländer 50mm f/1.5 Nokton Aspherical (LTM) – популярный объектив у приверженцев черно-белой фотографии – вполне сравним по своим рабочим характеристикам на открытых диафрагмах с ранними версиями Summilux. Еще менее светосильный Zeiss Planar T* 2/50 ZM можно смело сравнивать с Leica Summicron-M 50mm f/2. Если вас устраивает 40 мм объектив в качестве стандартного, то вам стоит присмотреться к Voigtländer 40mm f/1.4 Nokton – компактному и сравнительно недорогому объективу с приличными рабочими характеристиками на открытой диафрагме. Правда, справедливости ради необходимо упомянуть о заметной дисторсии этого объектива и зачастую сомнительном «боке». И Planar, и Summicron в равной степени способны прекрасно заменить Summilux. Они отлично работают при максимальном относительном отверстии, и по мере закрытия диафрагмы качество съемки только улучшается. У них схожие рабочие характеристики и приемлемые цены, так что выбор будет зависеть от ваших предпочтений и кошелька.

Итак, если вы хотите купить один-единственный объектив для своей камеры, то Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH (или близкий по характеристикам Summilux-M 35mm f/1.4 ASPH FLE) – идеальный выбор. Этот современный, беспроблемный, с высококачественной механикой и оптикой объектив выполнит свою работу на отлично.

ТЕСТ НА ВИНЬЕТИРОВАНИЕ

Тест на виньетирование был выполнен с помощью камеры Leica M9, ISO 160, версия прошивки 1.174.

Кадры выполнены с выключенной опцией «распознавание объектива»

Кадры выполнены с включенной опцией «автоматическое распознавание объектива». Объектив опознан камерой как Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH (№11891)

ТЕСТ НА РАЗРЕШЕНИЕ

Данный тест является ориентировочным – тестировалось только разрешение по центру кадра, но он дает представление о том, что следует ожидать от объектива. Съемка тестовых мишеней производилась с расстояния в 1 метр. Снимки были сделаны камерой M9 на различных значениях диафрагмы. Камера была установлена на штатив, и при съемке использовался спусковой тросик. При съемке мишени на диафрагме f/1.4 был использован брекетинг фокуса (три снимка). Полученные изображения не подвергались никакой компьютерной обработке за исключением опции «автоуровень». Все изображения – 100% кроп.

Для сравнения и понимания того, насколько резок на самом деле объектив Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, приводим еще три тестовых мишени. Они были сняты в разное время камерой M9 на диафрагме f/2 разными объективами (условия съемки те же). Левая мишень – объектив Zeiss Planar T* 2/50 ZM.
Центральная мишень – объектив Voigtländer 50mm f/1.1 Nokton. Правая мишень – объектив Leica Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH. Игнорируйте различия в балансе белого и яркости. Обращайте внимание только на контраст и разрешение. Цветной муар, который вы видите на тестовой мишени объектива Summilux-M 50mm f/1.4 ASPH, означает, что разрешение матрицы камеры M9 превысило дифракционный предел разрешения объектива.

1. Планар (Planar) – тип фотографического объектива. Рассчитан Паулем Рудольфом (Paul Rudolph) для Carl Zeiss Jena и запатентован в 1897 году. Согласно классификации, принятой как в западноевропейской, так и в американской оптической литературе (включая патентную), именуется Double-Gauss lens (двойной объектив Гаусса). Планары же рассматриваются как одна из модификаций этой схемы. Название Planar® до сих пор является собственностью фирмы Carl Zeiss AG.

Примеры изображений, полученных с помощью объектива Summilux-M


© Michael Holve


© Michael Holve


© Michael Holve


© Michael Holve


© Michael Holve


© Michael Holve

Благодарим наших коллег за столь подробный обзор объектива!