Магнум. Георгий Пинхасов

Творческий путь Георгия Пинхасова (р. 1952, Москва) похож на поездку с путеводителем в руках, когда важно не пропустить нужный указатель, чтобы непременно добраться до следующего и не сбиться с правильной дороги. Так, поход на фильм «Солярис» А. Тарковского, глубоко впечатливший Пинхасова, обернулся порывом вдохновения и возвращением к полюбившемуся со школьных лет занятию — фотографированию. Даже получившиеся в результате снимки неизменно сравнивались с творчеством Тарковского, настолько оно проникло в сознание будущего фотографа.

Проучившись два года во ВГИКе на кинооператора и решив таковым не быть, Пинхасов устроился фотографом на Мосфильм, где судьба и свела его с Тарковским, снимавшим там в то время. Через руки знакомых фотопробы Пинхасова оказались в руках знаменитого режиссера, и вот уже он гуляет с Тарковским по парку близ студии, рассуждая о кинопроизводстве и фотографическом искусстве. Тарковский хвалебно отозвался о работах Пинхасова, но отметил, что для него фотография — это мастер репортажа Анри Картье-Брессон. Пинхасов не имел желания становиться репортажным фотографом, но эти слова заставили его задуматься, а впоследствии — решиться на первый опыт фотографического вторжения в жизнь незнакомых людей. Несмотря на то, что это повлекло за собой порой не самые приятные последствия — «меня таскали по милициям, засвечивали пленки, я постоянно влипал в какие-то истории», — он так и остался в этом жанре.

Тарковский не только подтолкнул Пинхасова к репортажной фотографии, но и дал ему возможность опробовать себя в этой роли, пригласив его поработать на съемочной площадке фильма «Сталкер». А в 1978 году Пинхасов присоединился к Московскому союзу художников-графиков — независимому профсоюзу художников и фотографов, в выставочных залах которого были показаны одни из его первых творческих работ в жанре портрета и натюрморта. Статус независимого художника дал Пинхасову больше свободы для того, чтобы путешествовать и выставлять свои работы за пределами страны.

В 1985 году Пинхасов переехал жить в Париж, а в 1988-ом стал первым и на сегодняшний день единственным русским фотографом, принятым в агентство Magnum, где он познакомился с одним из его основателей, воплощавшим суть и смысл фотографического искусства для Тарковского — иконическим Анри Картье-Брессоном, который впоследствии отзывался о Пинхасове как о «талантливом русском фотографе».

На счету Пинхасова множество выставок, несколько наград, в числе которых одна из самых престижных — World Press Photo (1993 год), и две фотокниги: «Sightwalk» («Взгляд на ходу») 1998 года и вышедшая в 2006-ом «Nordmeer» («Северное море»). Альбом «Sightwalk» — гордость автора, родился из неудачного, по его мнению, коллективного проекта, в рамках которого Пинхасов и ещё несколько фотографов отправились в Японию, чтобы снимать Токио. Редакторский отбор фотографий для книги, получившейся в итоге, разочаровал его, и он решил сделать свою выборку, из которой и родилась индивидуальная и самобытная книга. «Я видел её в книжном магазине «Москва», — вспоминает Георгий Пинхасов, — она была в единственном экземпляре, расклеенная. Я попросил другую, мне сказали, что другой нет и поинтересовались, в чём дело. «Книга расклеена», — сказал я, после чего у меня её вырвали из рук со словами: „Это задумка автора!”, — Интересно, как любые недостатки воспринимаются как достоинства».

Альбом «Nordmeer» стал результатом путешествия по просторам Арктики; по заказу немецкого журнала «Mare» Георгий Пинхасов побывал в Сибири, Норвегии, Гренландии, Канаде и российской части Арктики. Эта работа получила немецкую премию «Best photobook of the Year». На вопрос о будущих проектах Пинхасов обычно отвечает, что ничего такого не планирует, как не планировал и те, что вышли в свет. Ему не интересно заниматься выпуском книг и выставками — задачу показать своё творчество он нынче возлагает на современные технологии, интернет. «Позыв сделать выставки или книжки – это часто желание самоутвердиться, быть признанным, — говорит он; а в этом он видит искушение и опасность потерять себя как художника, — Успех сбивает ориентиры, это эфемерная цель».

На сегодняшний день Георгий Пинхасов уже более пятнадцати лет является полноправным членом агентства Magnum, живет на два города — Париж и Москву, и сотрудничает с такими известными изданиями, как Geo, Actuel и New York Times.

17 сентября в 15:00 Георгий Пинхасов выступит с лекцией «Япония, Грузия, Нью-Йорк и новые портфотлио» в центре современной культуры «Гараж» в Москве. Вход свободный, по предварительной регистрации.
В этот же день в 18:00 пройдет мастер-класс Георгия Пинхасова. Участие платное, по предварительной регистрации.

(Visited 636 times, 2 visits today)



Оставить комментарий