Игорь Мухин

Московский фотограф Игорь Мухин известен с конца 80-х годов. Именно тогда в 1987-м на волне перестройки состоялась его первая персональная выставка. Игорь снимает много и по-разному. При этом каждый раз фотограф остается верен себе — он техничен, честен, внимателен к деталям до щепетильности и вместе с тем ироничен. Возможно, поэтому снимки Мухина всегда хочется долго разглядывать.
В интервью нашему блогу фотограф рассказал о том, что стекло важнее железа, о своем образовании, а также про то, что у него нет «обычной жизни».

© Игорь Мухин, 2010-2011

Когда вы начали заниматься фотографией?

Такой непростой вопрос, наверное, осознанно занимаюсь фотографией с 1985 года, но при этом есть опубликованные вполне себе выставочные работы, снятые и в 1977, и 1981 гг.

Кого вы можете назвать своими учителями?

Если нет Школы, откуда взяться Учителям?
Из сегодня я бы выделил двух фотографов: Александра Слюсарева и Бориса Михайлова. В далёкие советские годы был очарован и Дианой Арбус, и Ларри Кларком, и Ральфом Гибсоном, и многими другими.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Ваши фотографии конца 80-х годов во многом связаны с субкультурой того времени. Как вы считаете существует ли сейчас подобное течение — самобытное не только по форме, но и своими идеями?

Наверное, в 80-х это ещё было связано и с такой «тихой» формой протеста (напомню, в СССР был запрещён, к примеру, писатель Набоков, а из музыки, например, группа «Пинк Флойд»). Наверное, и сегодня есть в разных формах субкультура, вот хипстеры и «Солянка», например. Есть музыкальные вечеринки в глубинке, где публика собирается «УГАРНО» отдохнуть. Вот эту «угарность» интересно сегодня и исследовать!

Как вы считаете для того, чтобы передать дух и витальность нынешних субкультурщиков, подходит классическая репортажная съемка или новое время диктует новые правила?

Существуют различные способы передать дух события, все они так или иначе имеют своё право на жизнь. Наверное, всё же не так важен способ-жанр съемки, формат камеры, оптика, цифра это или ч/б плёнка, важно передать драйв места. Еще важно увиденное событие «пропустить» через себя, вот это редко кому удаётся.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Когда вас впервые заинтересовала техника Leica?

Наверное, в середине 80-х, от Александра Лапина впервые услышал фразу, что важно «стекло», а не «железо» (корпус, к которому оно крепится), подозреваю, что говорили именно об оптике Leica и вспоминаю, что обсуждали лапинскую фотографию «Обнажённая у окна», тело модели было потрясающе объемно передано.
С 1996 года я использую модель Лейка М6 и 35мм обьектив.

В чем вы находите вдохновение в обычной жизни?

Мммммм…, а что такое вообще «обычная жизнь»?? Машина-дача-огород и т.д.? Ничего у меня из этого списка нет.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Когда фотография становится произведением искусства?

Банально, но когда за неё заплатили. Но всё в искусстве относительно. Плохая некачественная фотография «как с помойки» может стоить десятки тысяч евро и великолепный баритовый отпечаток с невероятно красивым изображением может стоить — н и ч е г о.

Какие модели камер Leica вы используете и почему?

Разные модели, в зависимости от съемок. Если хочу оставаться на улице незамеченным, беру черную М6, и наоборот, чтобы выделяться и обозначить себя как фотографа, возьму М6 с серебряным корпусом, в этой стране она всегда будет напоминать людям Зенит-Е или старенький ФЭД.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Героями ваших фотографий часто становятся молодые люди и девушки. Как вы считаете фотограф должен чувствовать связь с теми кого снимает? Вы ее чувствуете?

Чувствовать связь? Часто с героем сьемки встречаешься на секунды или десятые доли секунды, и проходит это, увы, без «связи». И каждая ситуация разная. Связь может быть, но её вот невозможно передать посредством фотографии. И, наверное, не буду снимать, то с чем не хотелось бы встречаться дома. Я снимаю на плёнку, делаю, как в прошлом веке, контакты, и всё что снимается всегда на виду при работе с архивом.
И, наверное, я бы поменял слово «связь» на слово «луч». Вот л у ч и к должен установиться между фотографом и объектом съемки. И когда внутри себя понимаешь, что да, снял, значит л у ч был.

Как вам удается оставаться незамеченным, снимая на улице?

Немного странный вопрос. Отвечу от обратного. Вы хотите, чтобы люди на выставочном отпечатке вас рассматривали? Они из «вчера», рассматривающие нас сегодняшних. Есть какие-то приёмы быть заметным при съемке, наверное, есть и противоположные приёмы погружения/растворения в среде-ситуации.

© Игорь Мухин, 2010-2011

В какую эпоху вам хотелось бы жить?

Есть какой-то выбор?

Где вы учились? Верите ли вы в художников-самоучек?

Лет семь на строителя. Увы, не случилось. Кран вот, вижу, в гостях течёт, а помочь не могу, обидно.
Я верю в Автора, самоучка он, как десятки фотографов, музыкантов и художников моего поколения или нет, значения не имеет.
Вокруг также полно людей с солидными дипломами, но вот Авторами они не становятся почему-то.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Вы снимаете на пленку или на цифру? На что чаще и почему?

Наверное, здесь важно не на что, а ЗАЧЕМ.
Айфон сегодня, к примеру, просто прекрасно снимает, щёлк и уже картинка готовая на мониторе!)

© Игорь Мухин, 2010-2011

Над чем вы сейчас работаете?

Я преподаю, у меня мастерская в Школе им. Родченко.

Какие объективы вы используете?

Есть набор оптики, в зависимости от ситуации беру то, что максимально может мне пригодиться на конкретной съемке. Чаще всего использую SUMMICRON-M 35/2.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Расскажите о ваших проектах и фотографиях, снятых с использованием камер Leica.

Хорошее слово «проект», оно уже сегодня даже непонятно чему соответствует. «Фотопроект» делает человек, основательно севший на бабло, и одновременно люди занимаются «фотопроектированием» — безвозмездно. Я сегодня не фотопроектирую. Наверное, итогом работы фотографа часто бывает выставка и совсем редко — книга. А здесь проектируют уже другие люди…
Рассказать о фотографиях? Что именно? Я снимаю Лейкой. Вчера, сегодня, надеюсь снимать и завтра.

Что, по вашему мнению, главное в работе фотографа?

Главное в работе — работать! И фотографов сегодня много: любой человек, владеющий «цифромыльнецей», уже фотограф. О каком фотографе вы спрашиваете? Ответить за всех я не могу.

© Игорь Мухин, 2010-2011

Как и когда была сделана ваша лучшая фотография?

Тьфу-тьфу-тьфу, надеюсь, она ещё и не сделана. Да и, возможно, не существует этих «лучших фотографий», жизнь довольно быстро течёт, всё меняется, меняются и лучшие фотографии. И лучшая относительно чего? По просмотрам в сети? По анонимным лайкам и комментариям? По продажам? По количеству публикаций? Или фотография, ставшая лучшей по политическим мотивам? Кто и как это может определить? И посмотрите все эти сборники прошлых лет: «Лучшие фото …. года», сборники говна, простите.
Время лечит!)

© Игорь Мухин, 2010-2011

(Visited 281 times, 1 visits today)



6 комментариев к записи
«Игорь Мухин»

  1. Dmitri:

    Отличный фотограф, делающий отличные снимки. Странный формат интервью. Наблюдаю картину, что фотографам часто задают одни и те же вопросы, ставящие их замешательство. Вроде «как удается остаться незамеченным», или «что такое национальная фотография?», «ваша лучшая фотография?», «почему отпечатки делаете малого формата?» и тд…

    И это касается не только фотографов, но и остальных творческих личностей. Думаю, было бы здорово, если бы фотографов интервьюировали другие фотографы или творческие личности (главное чтоб понимали для себя, что такое «Луч», «Катарсис» или просто радость творчества), или на худой конец делать шорт-листы лучших вопросов, заданных яро увлеченными новичками. Удалось бы вытянуть тоненькую яркую ниточку знания, а не просто получить ответ на вопрос.

  2. SANAN:

    Игорь — как всегда откровенен . Спасибо !

  3. Евгений Люлюкин:

    Узнаю, наша жизнь.

  4. Emil:

    Инетересные фотографии!
    Спасибо!

  5. Роман:

    …вопросы то одни, да ответы другие)) спасибо за интервью!

Оставить комментарий